свободный от себя (me_frai) wrote,
свободный от себя
me_frai

Горный Алтай: Уймонская долина - в целом, Верхний Уймон

IMG_1287.JPG

IMG_9111.JPG



Сотни километров горной тайги на невысоких хребтах. Бесконечная пыльная дорога, вверх и вниз по перевалам, редкие деревни, пастбища и горные реки.

3. IMG_1074.JPG

4. IMG_9475.JPG

Горные почвы, бедные и каменистые, ранняя зима и поздняя весна, холод на северных склонах и сушь на южных - все это горная жизнь.

5. IMG_9180.JPG

И вдруг горы расступаются, дорога идет немного вниз - и вы видите широкую долину, дальний край который теряется в дымке на востоке.

6. IMG_9228.JPG

Пастбища, сенокосы, леса и перелески, деревни, деревни, кое-где даже поля - Уймонская долина, оазис среди гор Западного Алтая.

7. IMG_9035.JPG

8. IMG_9243.JPG

9. IMG_9043.JPG

Мягкий по сибирским меркам климат, почти всегда солнечная погода, полноводные реки.

10. IMG_9019.JPG

На севере встает Теректинский хребет (высота до 3 километров над уровнем моря), на юге - Катунский хребет с его четырехтысячниками и вечными снегами.

11. IMG_9158.JPG

Расстояния на Алтае вполне сибирские: от широкой долины до вершин и перевалов ближайшего крупного хребта может быть несколько десятков километров - ровно столько же, сколько на том же Кавказе от равнины до главного водораздела. Белуху и Катунский хребет из котловины видно не очень, но стоит немного подняться по противоположному, северному склону долины..

12. IMG_9225.JPG

Катунь здесь почти равнинная река - ниже ущелья Верхней Катуни, но ниже каньона среднего течения, между Уймонской долиной и Чуйским трактом.

13. IMG_9106.JPG

Место не менее "сильное", не менее мощное по энергетике, чем та же долина Чулышмана на востоке. Хотя сами по себе пейзажи тут в основном более "мягкие" и привычные для нашего привычного к равнинам глаза - горы поднимаются не так круто, поля, березовые, кедровые, сосновые леса, а скалы и ледники где-то вдалеке.

14. IMG_9254.JPG

И можно понять старообрядцев, которые уходили сюда от преследований имперских властей в поисках Земли Обетованной (Беловодье); и Рерихов, которые вслед за старообрядцами искали здесь Шамбалу, которую легко отождествить с Беловодье.

15. IMG_1225.JPG

Старообрядцев в Российской империи в более или менее жестких формах преследовали вплоть до 1905 года, в более мягкие периоды запрещая богослужение по дониконовскому обряду, в менее мягкие устраивая репрессии. Староверы бежали, мигрировали из центральных регионов империи - сначала в Керженские леса за Волгой, потом дальше на восток и на север. Практически незаселенная на тот момент, трудно достижимая (несколько месяцев пути от больших городов в лучшем случае) Сибирь, понятно, выглядела заманчивым местом, где можно поселиться и не зависеть от властей.

16. IMG_1198.JPG

Изначально Беловодье было принято искать в долине Бухтармы, что за Белухой и Катунским хребтом, в современном Восточном Казахстане, но около начала XVIII века староверы оттуда стали переселяться через горы в Уймонскую долину; также, видимо, немаловажен был и приток поселенцев с севера, из сибирских губерний.
В те годы Алтай был, по сути, ничейным - периферия между Джунгарским ханством и Российской империей
и уже в начале XIX века в Уймонской долине и на южно-сибирской периферии в целом было насчитано чуть ли не несколько сотен тысяч староверов.
Уймонская долина остается русским анклавом на Западном Алтае; три четверти населения Усть-Коксинского района, почти все сосредоточенное в 16 деревнях и селах Уймонской долины население - это русские.

17. IMG_9334 (2).JPG

18. IMG_9340 (2).JPG

19. IMG_9151.JPG

Усть-Коксинский район с его преобладанием русского населения отличается чуть ли не худшими демографическими показателями в республике Алтай. Но надо учитывать, что по российским меркам республика - один из самых благоприятных в демографическом отношении регионов, и "худшие демографические показатели" здесь это просто отсутствие заметного роста населения.

20. IMG_9374.JPG

Алтайское население Усть-Коксинского района - это Абайская степь севернее Усть-Коксы, лежащий еще севернее, за Кырлыкским перевалом Усть-Канский район - тоже преимущественно алтайский; об этих местах пойдет речь в следующих постах.

Если говорить в целом про Западный Алтай - Усть-Канский и Усть-Коксинский районы - безопаснее для чужака, чем Алтай Восточный, или Алтай в целом. Не только в русских, но и в алтайских селах чувствуешь себя спокойнее. Сложно сказать, следствие ли это специфики местных алтайцев, или исторически тесное соседство с русскими, или традиционно более туристический характер региона (начиная с Рерихов).
Главная местная не связанная с природой достопримечательность - это село Верхний Уймон, которое исторически было культурно-общественным центром староверов долины.

21. IMG_9078.JPG

Это же и старейшее из ныне существующих поселений - оно было основано в 1796 году, во время очередного ослабления гонений. Тогда Екатерина II официально приняла "каменщиков" (жителей гор - "камня") Уймонской и Бухтарминской долины под свое подданство, и позволила им жить по своему обычаю. После этого, собственно старообрядцы переселились из горных ущелий в долину.
В Верхнем Уймоне сохранилось несколько старых деревянных крестьянских домов.

22. IMG_9066.JPG

Здесь действует музей старообрядчества (музей истории и культуры Уймонской долины), основанный местной жительницей Раисой Кучугановой; но для его посещения необходимо заранее позвонить хозяйке, и я с моими обычными проблемами со связью во время путешествий туда не попал.
Но я был во втором музее села, пожалуй, гораздо более известном за пределами долины - музее Рерихов, где останавливалась их Центральноазиатская экспедиция в 1926 году.

23. IMG_9069.JPG

Музей расположен в усадьбе местного зажиточного крестьянина Атаманова, у которого гостили Рерихи - большой даже для этих мест дом, часть настоящего хозяйственного комплекса, некогда включавшего в себя, помимо обычных амбаров, бани и хлева, еще кузницу, пасеку и гараж для сельскохозяйственных машин (!).
Атаманова в 1929 г. раскулачили как подозрительно богатого и рачительного хозяина, сослали в Нарым, на болота севернее Томска. Дом в условиях социалистического хозяйствования предсказуемо начал разваливаться; к 1960-м годам, когда стал возрождаться интерес к Рерихам и их наследию, и вообще у властей дошли руки до сохранения культурных ценностей, один этаж уже был утрачен. Только на рубеже 1990-х и 2000-х дом наконец отреставрировали, фактически построив заново - довольно качественно и без излишнего глянца, надо сказать.

24. IMG_9073.JPG

Сам музей мне не очень понравился: у него присутствуют многие качества, характерные именно для сельских отечественных музеев - некоторая упрощенность подачи информации, не очень глубокая и продуманная экспозиция, бедность подлинными экспонатами, многие из которых с нашей централизацией просто уходят в крупные городские и федеральные музеи. Яркий и самый запомнившийся мне подобный пример - усадьба Пушкина в Большом Болдине на юге Нижегородской области, где он провел ту самую Болдинскую осень.

25. IMG_9084.JPG

В музее Рерихов это отчасти компенсируется, отчасти усугубляется искренней, кажется, увлеченностью местных смотрителей рериховской темой; кроме того, в отличие от того же пушкинского музея в Большом Болдине, сотрудники главного уймонского музея явно рады гостям.

26. IMG_9085.JPG

Их много - такое ощущение, что посещение рериховского музея входит в программу всех туров в эти места, включая те, которые вроде бы как только на природные объекты.
В музее недвусмысленно преувеличивает мистическая/околорелигиозная составляющая рериховского наследия, и недооценивают реальные научные и другие результаты их экспедиций.

27. IMG_9089.JPG

Это, конечно, еще может быть связано не только и не столько с сельским характером музея, но и с общей "модностью", раскрученностью Рерихов сейчас, почти как брэнда.

Уймонская долина - это вторая межгорная котловина в российском Алтае после Чуйской степи, и самая благоприятная для жизни - она ближе к великим равнинам, и тут суше; она несколько ниже, и климат тут мягче и теплее.

28. IMG_9278.JPG

Высота Уймонской степи - всего 900-1000 метров над уровнем моря и, как это часто бывает на Алтае, ведущая сюда дорога спускается сверху, она не идет по течению вытекающей из котловины реки Катунь - там узкое ущелье и большое падение высоты. В 2015 году вроде как строилась вторая постоянная связь с внешним миром - дорога вдоль той самой Белухи напрямик в Улаганский и Онгудайский районы. Но пока Уймонский тракт, подходящий с северо-запада, остается единственной связью с внешним миром, что создает значительные проблемы жителям долины, когда где-нибудь на перевале или на высоком карнизе над рекой происходит ЧП - например, если дорогу завалило и размыло. Так было и весной накануне моего приезда в Уймонскую степь (август 2015 года) - дорогу у въезда в долину размыло, и пару недель жизненно необходимые товары приходилось перетаскивать на руках мимо разрушенного участка.
Эта изолированность поражает - до равнины сотни километров, автобус от ближайшей железнодорожной станции в Бийске идет 11 часов (500 километров), а здесь живут тысячи людей, и села, и поля выглядят гораздо лучше, чем где-нибудь в Тверской, Смоленской или даже в Тульской области.

29. IMG_9188.JPG

30. IMG_9009.JPG

31. IMG_9115.JPG

Ну и сохранилось многое, чего уже давно нет в не столь далеких местах:

32. IMG_1109.JPG

33. IMG_9062.JPG

Даже странно, что советская власть здесь установилась не сильно позже, чем в остальной стране - в 1922 г., и гражданская война на Алтае уложилась в рамки гражданской войны в масштабах страны (1918-1922 гг.).
В Уймонской долине, у села Катанда, был ликвидирован один из самых одиозных деятелей Белого движения - Александр Кайгородов, пытавшийся начать поход с целью освобождения Западной Сибири с территории Западной Монголии; он сам был родом из этих мест (соседняя Абайская степь).

34. IMG_1122.JPG

Усть-Коксинский район, центром которого является Уймонская долина, стабильно находится на первом месте в регионе по основным сельскохозяйственным показателям.

35. IMG_9025.JPG

36. IMG_9036.JPG

37. IMG_9121.JPG

38. IMG_9137.JPG

39. IMG_9144.JPG

Нельзя не упомянуть такой экзотический для нас вид экзотической деятельности, как производство пантов - рогов маралов (благородных оленей), которые используются в основном в восточной медицине. По пантам Усть-Коксинский район находится на первом месте в Горном Алтае и, вероятно, в России.

И даже сейчас здесь можно увидеть людей в более-менее традиционной одежде - в деревнях, просто на улице.
И за традиционными занятиями:

40. IMG_1120.JPG

Туристов тут относительно много, но это как-то не мешает местной жизни - да, во многих деревнях есть магазины с сувенирами и просто продукцией местных промыслов, но это как-то не уменьшает ощущение "подлинности" местной жизни.

41. IMG_9055.JPG

Идеальное сочетание туризма и местной жизни.

42. IMG_8995.JPG

В более современной одежде, зато косят вручную - пожалуй, нигде больше я не видел русских с таким аутентичным, сохранившимся после потрясений XX века образом жизни.

43. IMG_9052.JPG

Как и во многих сельских районах бывшего Союза, самым большим и катастрофическим потрясением в этих местах была коллективизация. Тогда сотни, как правило, наиболее дееспособных и работящих крестьян (таких, как хозяин верхнеуймонского дома, где в 1926 году останавливался Рерих) были высланы в Васюганские болота.

44. IMG_9155.JPG

Асфальт в Уймонской степи я видел только в райцентре - селе Усть-Кокса, и на начальном участке основной дороги за ним до села Тюнгур, включая ответвление к Верхнему Уймону с мостом через Катунь.

45. IMG_9110.JPG

А так вся долина - это грунтовые дороги.

46. IMG_9040.JPG

Автомобили редки; пытаясь преодолеть автостопом 18-километровое расстояние между деревнями Мульта и Верхний Уймон, я в итоге как минимум 9 из них прошел пешком.

И это при том, что подвозят здесь не то чтобы очень хорошо, но заметно лучше, чем в восточной части Дальнего Алтая.

47. IMG_9031.JPG

Такое ощущение, что чаще здесь можно увидеть бородатого мужика на телеге, чем на машине.

48. IMG_9046.JPG

Как видно, лошадь впряжена в некий агрегат советского времени для сбора сена; я очень много ездил по стране, но в действии такие устройства видел только здесь.
Вот еще - правда, тут впряжена не лошадь, а трактор:

49. IMG_9038.JPG

Не знаю точной статистики, но чисто визуально тут и сейчас много старообрядцев.
Довольно традиционный образ жизни, относительная сохранность местного устройства - это тоже фактор того, что здесь все выглядит гораздо лучше, чем в нечерноземной зоне Центральной России; при том, что показатели благосостояния и дохода на душу населения тут значительно ниже.
Ехать зарабатывать в город - это очень далеко, и очевидные риски.
А местное сельское хозяйство живо, климат довольно мягок для сибирской горной местности - среднегодовая амплитуда температур всего 37 градусов (-20 средняя для января, +17 средняя для июля; для сравнения - в Москве эти показатели соответственно -7 и +19 градусов), и количество солнечных дней порой приближается к 300 в год - один из максимальных показателей в стране.
Плюс туризм, который растет почти экспоненциально, плюс разведение маралов (сибирских благородных оленей) на панты, которое дополнительно притягивают сюда туристов.
С местной безоблачной погодой самая перспективная отрасль экономики - это солнечная энергетика. В нашей стране газа, атомных и гидроэлектростанций она не очень развита, как и другие нетрадиционные отрасли энергетики. Фактически, вся солнечная электроэнергетика России сосредоточена на Южном Урале (Башкирия, Оренбургская область) и в Южной Сибири (Хакасия, Алтай). Горный Алтай тут выделяется, учитывая отсталость и неразвитость местной аграрной экономики, а также дефицит электрических мощностей - в 2014 г. в Кош-Агачском районе была введена в строй 4-я по мощности солнечная электростанция России. Чуйская котловина, где расположена эта СЭС, превосходит по количеству солнечных дней Уймонскую долину, но ненамного; не так давно солнечная электростанция появилась и в Усть-Канском районе, где солнечного сияния вроде как поменьше. В общем, в Уймоне давно пора развивать эту отрасль электроэнергетики.
К слову, наш хозяин (у которого мои попутчики-израильтяне останавливались по коучсерфингу, а я к ним примазался) - он переехал сюда из Москвы, сдав там квартиру, построил себе дом и развивает здесь солнечную энергетику.
Правда, в основном это развитие заключается в том, что он дистанционно руководит каким-то производством солнечных батарей где-то в Центральной России. На местном уровне - он поставил несколько панелей на своем участке и полностью энергетически автономен за счет них.

50. IMG_1094.JPG

Он говорил, что такие инвестиции окупаются лет за 5 за счет коммунальных расходов, плюс неизбежные неформальные издержки подключения к централизованной электросети.
Вообще, удивительно много здесь переехавших из больших городов, в том числе из столиц. Через пару дней, уже на пути в Верхний Уймон и Усть-Коксу, меня подвозил юрист из Петербурга, переехавший сюда чуть ли не 15 лет назад и без проблем имеющий здесь частную практику. Он специализировался на вопросах земельной собственности, и многие его клиенты - те же понаехавшие сюда/просто вложившиеся в землю петербуржцы/москвичи/новосибирцы.
Уймонская долина поподробнее - в следующей серии.
Tags: Алтайские горы, Горный Алтай, Уймонская долина, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, большое путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments