me_frai


свободный от себя


Previous Entry Share Next Entry
Бишкек: где и как
me_frai
IMG_1334.JPG

IMG_1172.JPG



Киргизская столица, как это нередко бывает в Средней Азии с её причудливыми большевистскими границами, расположена у самой края страны, и поэтому рассказ о стране можно смело начинать с неё. Бишкек, расположенный примерно там, где Чуйская долина выходит из гор - огромный, почти бесконечный город, в основном малоэтажный, с занимающими огромные площади базарами.

3. IMG_1117.JPG

Бишкек стал вторым местом после Вьетнама, где я почувствовал себя в Третьем мире.
Ощущение усиливается, когда видишь следы деятельности метрополии-России, после ухода которой очень многое из относящегося к "колониальному" прошлому в упадке:

4. IMG_1135.JPG

Как и в Алма-Ате, долина здесь на севере, горы на юге - только горы чуть повыше, а сам город чуть пониже относительно уровня моря. Плоская поверхность, на которой расположен Бишкек, практически не наклонена - в отличие от алма-атинской реальности. Ландшафт киргизской столицы практически идеально ровный, тут нет никаких горных отрогов и холмов - и поэтому заснеженные горы над городом смотрятся ещё нереальнее.

5. IMG_1963.JPG

Ну и Бишкек - это, конечно, самый богатый город Киргизии, точка притяжения для мигрантов из бедных горных и южных районов, но он гораздо беднее Алма-Аты. И темпы автомобилизации тут нижу, а упадок промышленности, пожалуй, больше глубже - и смога меньше, и горы Тянь-Шаня видны чаще и лучше.
Тут те же речки, бегущие с гор на юг, и та же прямоугольная планировка - только к речкам ещё добавляется магистральный Большой Чуйский канал, перераспределяющий воду многочисленных горных рек. Бишкек по занимаемой площади больше иных миллионников - районы многоэтажной жилой застройки, конечно, есть, но они тонут в массивах частного сектора. Часто это даже не районы, а островки, небольшие фрагменты из нескольких зданий:

6. IMG_1132.JPG

В отличие от Алма-Аты, где есть выраженное многоэтажное/плотно застроенное городское ядро, в Бишкеке значительная часть многоквартирной жилой застройки - на периферии города, что, пожалуй, более обычно для советского/постсоветского города.

IMG_1151.JPG

Хотя квадратное в плане центральное городское ядро тоже есть.

IMG_1210.JPG

7. IMG_1290.JPG

Город расширяется почти исключительно за счёт частного сектора, но есть не очень масштабное жилое многоэтажное строительство на окраинах, и более заметное - в центральной части города.

8. IMG_1989.JPG

А западнее и восточнее основной части города малоэтажная городская застройка почти незаметно переходит в малоэтажную сельскую застройку: Чуйская долина густо заселена, и сёла перетекают одно в другое.

9. IMG_1156.JPG


Бедность Киргизии - беднее на постсоветском пространстве только Таджикистан - занятно сочетается с ощущением свободы, которое, в принципе, чувствуется на улицах: Киргизия - единственное среднеазиатское государство без автократии и вождя.

10. IMG_1234.JPG

После Казахстана или Узбекистана не понимаешь сначала - чего же не хватает..а потом вдруг замечаешь - не глядит на тебя с перетяжек и стен домов ни Назарбаев, ни Каримов..

11. IMG_1230.JPG

Более того, после 1991 года здесь было уже 2 более-менее мирные революции, и сменилось 3 президента. Забавное исключение из, в общем-то, работающего правила "демократия возможна только в странах с определённым уровнем жизни". С другой стороны, киргизская свобода не приводит к сколько-нибудь значительному повышению уровня жизни в стране - впрочем, как и таджикистанский авторитаризм. Самое приятное для путешественника проявление свободы - это свобода фотографии: кажется, в Киргизии мне ни разу не запретили снимать что-либо, что сложно себе представить в соседнем Узбекистане; впрочем, в России до недавнего времени было примерно так же.

12. IMG_1246.JPG

Ну, и если говорить глобальнее, то демократичность/свобода в целом повышает туристическую привлекательность страны. Пример Киргизии доказывает это: туризм - одна из немногих отраслей экономики, где республика демонстрирует несомненный успех.
По некоторым сведениям, Киргизии принадлежит первенство в изобретении такого вида туризма, как "джайлоо-туризм" (туристы селятся в жилища местных жителей в отдалённых труднодоступных районах, приобщаясь к аутентичному традиционному образу жизни).
Бишкек несколько старше других исторических городов Семиречья, постоянное поселение появилось здесь ещё до вхождения этих земель в состав Российской империи: в 1820-е годы кокандцы основали крепость Пишпек для контроля за Чуйской долиной и за торговыми путями в сторону Иссык-Куля и Китайского Туркестана. Фактически, это был главный опорный пункт Кокандского ханства на севере, на границе гор и Великой степи.
В 1860-е крепость была взята русскими войсками и разрушена; впрочем, уже через пару лет здесь был основано новое казачье укрепление, у которого быстро появилось поселение и, разумеется, базар, а уже в конце 1870-х гг. Пишпек стал уездным городом Семиреченский области.
К 1917 году в городе проживало уже почти 20 тысяч человек, что было немало по меркам Российской империи того времени, Пишпек был вторым в Семиречье после Алма-Аты. Тем не менее, облик города оставался во многом сельским, захолустным; железной дороги не было, как и значительной промышленности.

13. IMG_1995.JPG

Всё стало меняться после того, как в 1924 году сюда провели железнодорожную ветку от станции Луговая на Турксибе. В том же году в Чуйскую долину прибыл чехословацкий кооператив "Интергельпо", последовавший призыву Ленина строить социализм в том числе и интернациональными силами. Фактически, "Интергельпо" создал основу промышленности киргизского Севера, в 1930-е годы чуть ли не половина промышленного производства Киргизской ССР приходилась на предприятия кооператива; после 1943 года, когда "Интергельпо" был довольно предсказуемо ликвидирован, эти предприятия стали крупнейшими городскими заводами. Да, Пишпек к тому времени переименовали в "Фрунзе" - в честь советского военного деятеля, который был родом отсюда.

14. IMG_1228.JPG

Бишкек не стал особенно крупным промышленным центром, основная часть местных предприятий - это лёгкая промышленность местного значения и другие поддерживающие жизнь города предприятия (пищевая промышленность, электроэнергетика в виде ТЭЦ).

15. IMG_1265.JPG

Существовало несколько машиностроительных предприятий, работавших на союзный рынок, но сейчас они либо не функционируют, либо почти не функционируют. Впрочем, сохранилось предприятие "Дастан", бывшее частью необъятного советского ВПК; оно и сейчас поставляет торпеды на российский и индийский рынок. Вместе с тем, Бишкек - основной промышленный центр Киргизии, концентрирующий чуть ли не 60% национального промышленного производства; остальная страна деиндустриализировалась в ещё большей степени (спад ВВП за 1990-е более чем в 10 раз), а многие районы были и остаются аграрными по своей экономической структуре.
Основа городской экономики, как во многом и экономики киргизской - это те самые огромные базары, которых в городе несколько. Самый большой - Дордой, один из крупнейших рынков СНГ, расположенный на севере города, как раз по пути к казахстанской границе. Фактическая основная функция этих рынков - перевалка товара на пути из Китая в Европу и Россию; Киргизия вполне пользуется своим положением на трассе древнего Шёлкового пути. Разумеется, что одна из крупных улиц Бишкека, как и в Алма-Ате, и в Ташкенте, называется проспектом Шёлкового пути ("Жибек Жолу"). Вхождение Киргизии в Таможенный союз, с одной стороны, увеличило барьеры на пути сюда китайских товаров, но, с другой стороны, уменьшило эти барьеры на пути тех же товаров в Россию.

16. IMG_2004.JPG

Темпы роста Бишкека - самые быстрые в Киргизии: страна очень разная, внутренние контрасты огромные, и миграционный приток населения в столицу очень внушителен. Прирост населения с 1989 года примерно как в Махачкале или Алма-Ате - почти на 40%, до более чем миллиона человек.

17. IMG_1232.JPG

Особенность национального состава - относительно большая доля русских; хотя она и уменьшается, но всё ещё составляет более 20% (почти 200 тысяч человек) - самый русский среднеазиатский город после Алма-Аты. Русский язык в Киргизии имеет статус государственного; как и в Северном Казахстане, почти все надписи в Северной Киргизии дублируются по-русски.

18. IMG_1321.JPG

На юге страны, где русских почти нет, русский - язык киргизско-узбекского межнационального общения, но русских надписей гораздо меньше; в общем, имеет место дихотомия, аналогичная казахстанской/a>.

19.
IMG_2012.JPG

В Бишкеке очень много и просто русских надписей; такая нехарактерная для здешних мест "космополитичность", хорошо сохранившаяся с советского кремни - мне она тоже видится частью местной свободы.

20. IMG_1120.JPG

Из других нацменьшинств киргизской столицы интересны уйгуры и дунгане (китайцы-мусульмане, на родине именуемые "хуэй") - тень великого восточного соседа.
Киргизия - наверно, наименее националистическая среднеазиатская страна, для русских здесь не так уж много препятствий как для "нетитульных", эмиграция в Россию не очень велика.

21. IMG_1160.JPG

В Бишкеке совсем не редкость увидеть на улице лицо европейской внешности, и большая часть таких лиц - это всё же не европейские туристы.

22. IMG_1235.JPG

Другое дело, что естественный прирост у киргизов на порядок больше, как и искусственный: десятки тысяч сельских мигрантов в город - почти исключительно киргизы.

23. IMG_2008.JPG


Так что как часто бывает в бедных странах, значительная часть роста города - это ложная урбанизация: новые районы не имеют городского облика и городской среды, а люди ведут скорее деревенский, а не городской образ жизни. Проще говоря, это трущобы - это, конечно, не Бомбей, Лагос или Найроби с их постройками из картона и фанеры, но всё же неблагоустроенный частный сектор.
Тем не менее, Бишкек мне понравился больше Алма-Аты, на которую он многим похож - город более цельный и просторный, тут более характерный и эффектный центр, и гулять приятнее.

24. IMG_1254.JPG

Зелени порой не меньше, но она как-то не забивает архитектуру и фасады домов, более гармонично сочетаясь с городской средой.

25. IMG_1297.JPG

Бульвары и небольшие, ухоженные парки:

26. IMG_1293.JPG

Есть немного дореволюционных зданий, можно найти и конструктивизм.
Есть и цельные архитектурные ансамбли сталинского времени:

27. IMG_1984.JPG

И брежневского времени:

28. IMG_1261.JPG

И всё это как-то удивительно хорошо сочетается.

29. IMG_1279.JPG

30. IMG_1198.JPG

Главная площадь, как и в Алма-Ате, была сооружена в позднесоветское время, но тут она получилась гармоничнее и эстетичнее:

31. IMG_1313.JPG

И потом, она тут в центре, а не на краю центра.

32. IMG_1312.JPG

Несомненные минусы города - это та самая трущобность и поглощающая всё новые кварталы торговля.

33. IMG_1119.JPG

Но, на мой взгляд, они не перевешивают уютный и почти европейский центр, а даже как-то подчёркивают, оттеняют его.
Ну и создают колорит, которого нам так не хватает в наших богатых северных городах.

34. IMG_1192.JPG

А вот новой сколько-нибудь примечательной архитектуры в городе я почти не видел, а всё, что видел - это в центре.
Старый и новый Бишкек - не самая типичная картина; обычно есть просто старый Бишкек, возвышающийся над новым:

35. IMG_1196.JPG

Обычно есть просто старый Бишкек, а у его подножия - новый.
Тут, конечно, бедность страны и столицы сыграла положительную роль - просто не хватает денег/ресурсов/амбиций на то, чтобы всё снести и застроить заново. Примерно как в российской провинции, где богатая Казань, уничтожив/переделав до неузнаваемости почти всё своё архитектурное наследие, теперь сильно проигрывает в плане исторических достопримечательностей и аутентичности более бедным соседним Нижнему Новгороду и Самаре.

36. IMG_1278.JPG


И, конечно, о городском транспорте.
Основа городской системы общественного транспорта - это троллейбус. Как и во многих российских провинциальных городах, в киргизской столице нет средств/денег/политической воли на содержание городского автобуса с нормальным подвижным составом.

37. IMG_1994.JPG

Зато местные власти поддерживают старый добрый электротранспорт на удовлетворительном уровне, обеспечивая приемлемые интервалы движения и даже - в последние несколько лет - современный подвижной состав (белорусские БКМ и российские вологодские ВМЗ).

38. IMG_1175.JPG

В принципе, такая ситуация характерна для всей Киргизии; в условиях экономического кризиса и структурных преобразований постсоветского времени троллейбусные сети здесь не только деградировали, но даже порой развивались. В южно-киргизском Оше вроде как строится третья линия, а троллейбус в маленьком горном Нарыне вообще запустили в эксплуатацию в 1994 году.
Так что теперь, после закрытия почти всех казахстанских и почти всех узбекистанских троллейбусных систем, а также остановки троллейбуса в Ашхабаде и Ходженте киргизские троллейбусные системы - это бОльшая часть всего троллейбуса в Средней Азии. Думаю, во многом это объясняется дешёвой электроэнергией киргизских гидроэлектростанций в сочетании с почти полным отсутствием других энергоресурсов.
Бишкекская троллейбусная сеть, по размеру в советское время уступавшая только алма-атинской, сократилась, но не очень значительно; по нескольким линиям троллейбусы сейчас не ходят, но основная часть сети функционирует.
После недавней "оптимизации" алма-атинского троллейбуса бишкекская троллейбусная сеть с её 104 километрами по оси улиц стала крупнейшей в Средней Азии, и 8-й в СНГ.

39. IMG_1331.JPG

Троллейбусные линии охватывают значительную часть города.
Как и положено более-менее высокопровозному виду транспорта в условиях централизованного планирования, троллейбус в Бишкеке исторически был предназначен прежде всего для связи центра, заводов и многоэтажных жилых районов. Заводы и многоэтажные жилмассивы в киргизской столице нередко расположены на периферии, и для достижения их троллейбусным линиям нередко приходится преодолевать обширные массивы частного сектора.

40. IMG_1968.JPG

В общем, троллейбус в Бишкеке, как где-нибудь на российском Северном Кавказе - сейчас единственный комфортный способ транспортного передвижения по киргизской столице.

41. IMG_1121.JPG

Машины ходят довольно часто по основным маршрутам, в основные узлы/точки города можно добраться на троллейбусе. А автобусов нет не только на городских маршрутах Бишкека (маршрутки, маршрутки) и в остальных городах страны, их сложно встретить и на междугородних линиях.

42. IMG_1410.JPG

Не могу сказать немного о железной дороге, которая представляет собой заходящий из Казахстана на территорию Киргизии "аппендикс". Вообще, это беда Киргизии, как и Таджикистана - большевики при проведении границ национальных республик на отстало юго-восточной периферии, конечно, поступили лучше чем европейские колонизаторы (которые разделили огромные территории просто по линейке) - они хоть как-то учитывали национальный фактор. Но то, что получилось, с экономической и геополитической точки зрения не выдерживает никакой критики: страна занимает горные области и окраины нескольких соседних долин/котловин, все крупные города и почти всё население - в пределах 50-километрового радиуса от государственной границы. Так и получилось, что та же железнодорожная сеть Киргизии - это заходящие из Казахстана (на север страны) и из Узбекистана (на юг страны) изолированные сегменты; через тянь-шаньские перевалы железную дорогу строить бы стали, наверно, только в Евросоюзе или в КНР. В советское время поезд из южно-киргизского Джалал-Абада с прицепными вагонами из Оша без проблем преодолевал 6 условных границ советских республик по пути в северную часть страны; после обретения независимости этот маршрут стал гораздо проблемнее, и уже в 1993 году поезд отменили. Бишкеку как столице и крупному городу ещё повезло - в отличие от южно-киргизских Оша и Джалалабада, пассажирские железнодорожные перевозки здесь уцелели; думаю, не последнюю роль здесь сыграли и не самые дружеские отношения с Узбекистаном, у границы с которым расположены южно-киргизские города. Сейчас основное движение осуществляется в сторону Луговой; все три поезда соединяют киргизскую столицу с крупнейшими российскими городами (Москвой, и Екатеринбургом) и почему-то с Новокузнецком. В сторону Рыбачьего (Балыкчи) на озере Иссык-Куль, куда железная дорога была продлена в 1950 году, летом курсирует местный поезд; ещё вроде как есть пригородные дизель-поезда на запад (до казахстанского Мерке) и на восток (в Токмак).
О том, как прошло моё непосредственное знакомство с Бишкеком - в следующей части.

  • 1
в Киргизии мне ни разу не запретили снимать что-либо, что сложно себе представить в соседнем Узбекистане; впрочем, в России до недавнего времени было примерно так же.

Как в Узбекистане или как в Киргизии? Просто я в России редко сталкиваюсь с проблемами при фотосъёмке. Да и от давно путешествующих людей доводилось слышать, что в последние лет 10 у нас с этим заметно свободнее стало.

китайцы-мусульмане, на родине именуемые "хуэй"

Причём "хуэй" — это, вроде, русская транскрипция, введённая для приличия. В оригинале это слово звучит слегка по-другому)

богатая Казань, уничтожив/переделав до неузнаваемости почти всё своё архитектурное наследие, теперь сильно проигрывает в плане исторических достопримечательностей и аутентичности более бедным соседним Нижнему Новгороду и Казани.

Наверное, "и Самаре"?) (или какой-то другой город подразумевался?)

как в Узбекистане, где, насколько я знаю, снимать нельзя примерно половину зданий в центре города. В России да, стало получше, но по моему опыту хотя не так давно: помню, как в 2009 году (моё первое одиночное путешествие) меня в Ростове-на-Дону задерживала полиция за съёмку вокзала:)
как китаист могу сказать, что в пекинском диалекте это именно "хуэй":) хотя пиньинем (английской транскрипцией китайского) действительно пишется как hui, но пиньинь далеко не всегда читается фонетически
да, конечно, я имел в виду Самару, сейчас исправлю, спасибо:)

  • 1
?

Log in