свободный от себя (me_frai) wrote,
свободный от себя
me_frai

Бишкек: где и как

IMG_1334.JPG

IMG_1172.JPG



Киргизская столица, как это нередко бывает в Средней Азии с её причудливыми большевистскими границами, расположена у самой края страны, и поэтому рассказ о стране можно смело начинать с неё. Бишкек, расположенный примерно там, где Чуйская долина выходит из гор - огромный, почти бесконечный город, в основном малоэтажный, с занимающими огромные площади базарами.

3. IMG_1117.JPG

Бишкек стал вторым местом после Вьетнама, где я почувствовал себя в Третьем мире.
Ощущение усиливается, когда видишь следы деятельности метрополии-России, после ухода которой очень многое из относящегося к "колониальному" прошлому в упадке:

4. IMG_1135.JPG

Как и в Алма-Ате, долина здесь на севере, горы на юге - только горы чуть повыше, а сам город чуть пониже относительно уровня моря. Плоская поверхность, на которой расположен Бишкек, практически не наклонена - в отличие от алма-атинской реальности. Ландшафт киргизской столицы практически идеально ровный, тут нет никаких горных отрогов и холмов - и поэтому заснеженные горы над городом смотрятся ещё нереальнее.

5. IMG_1963.JPG

Ну и Бишкек - это, конечно, самый богатый город Киргизии, точка притяжения для мигрантов из бедных горных и южных районов, но он гораздо беднее Алма-Аты. И темпы автомобилизации тут нижу, а упадок промышленности, пожалуй, больше глубже - и смога меньше, и горы Тянь-Шаня видны чаще и лучше.
Тут те же речки, бегущие с гор на юг, и та же прямоугольная планировка - только к речкам ещё добавляется магистральный Большой Чуйский канал, перераспределяющий воду многочисленных горных рек. Бишкек по занимаемой площади больше иных миллионников - районы многоэтажной жилой застройки, конечно, есть, но они тонут в массивах частного сектора. Часто это даже не районы, а островки, небольшие фрагменты из нескольких зданий:

6. IMG_1132.JPG

В отличие от Алма-Аты, где есть выраженное многоэтажное/плотно застроенное городское ядро, в Бишкеке значительная часть многоквартирной жилой застройки - на периферии города, что, пожалуй, более обычно для советского/постсоветского города.

IMG_1151.JPG

Хотя квадратное в плане центральное городское ядро тоже есть.

IMG_1210.JPG

7. IMG_1290.JPG

Город расширяется почти исключительно за счёт частного сектора, но есть не очень масштабное жилое многоэтажное строительство на окраинах, и более заметное - в центральной части города.

8. IMG_1989.JPG

А западнее и восточнее основной части города малоэтажная городская застройка почти незаметно переходит в малоэтажную сельскую застройку: Чуйская долина густо заселена, и сёла перетекают одно в другое.

9. IMG_1156.JPG


Бедность Киргизии - беднее на постсоветском пространстве только Таджикистан - занятно сочетается с ощущением свободы, которое, в принципе, чувствуется на улицах: Киргизия - единственное среднеазиатское государство без автократии и вождя.

10. IMG_1234.JPG

После Казахстана или Узбекистана не понимаешь сначала - чего же не хватает..а потом вдруг замечаешь - не глядит на тебя с перетяжек и стен домов ни Назарбаев, ни Каримов..

11. IMG_1230.JPG

Более того, после 1991 года здесь было уже 2 более-менее мирные революции, и сменилось 3 президента. Забавное исключение из, в общем-то, работающего правила "демократия возможна только в странах с определённым уровнем жизни". С другой стороны, киргизская свобода не приводит к сколько-нибудь значительному повышению уровня жизни в стране - впрочем, как и таджикистанский авторитаризм. Самое приятное для путешественника проявление свободы - это свобода фотографии: кажется, в Киргизии мне ни разу не запретили снимать что-либо, что сложно себе представить в соседнем Узбекистане; впрочем, в России до недавнего времени было примерно так же.

12. IMG_1246.JPG

Ну, и если говорить глобальнее, то демократичность/свобода в целом повышает туристическую привлекательность страны. Пример Киргизии доказывает это: туризм - одна из немногих отраслей экономики, где республика демонстрирует несомненный успех.
По некоторым сведениям, Киргизии принадлежит первенство в изобретении такого вида туризма, как "джайлоо-туризм" (туристы селятся в жилища местных жителей в отдалённых труднодоступных районах, приобщаясь к аутентичному традиционному образу жизни).
Бишкек несколько старше других исторических городов Семиречья, постоянное поселение появилось здесь ещё до вхождения этих земель в состав Российской империи: в 1820-е годы кокандцы основали крепость Пишпек для контроля за Чуйской долиной и за торговыми путями в сторону Иссык-Куля и Китайского Туркестана. Фактически, это был главный опорный пункт Кокандского ханства на севере, на границе гор и Великой степи.
В 1860-е крепость была взята русскими войсками и разрушена; впрочем, уже через пару лет здесь был основано новое казачье укрепление, у которого быстро появилось поселение и, разумеется, базар, а уже в конце 1870-х гг. Пишпек стал уездным городом Семиреченский области.
К 1917 году в городе проживало уже почти 20 тысяч человек, что было немало по меркам Российской империи того времени, Пишпек был вторым в Семиречье после Алма-Аты. Тем не менее, облик города оставался во многом сельским, захолустным; железной дороги не было, как и значительной промышленности.

13. IMG_1995.JPG

Всё стало меняться после того, как в 1924 году сюда провели железнодорожную ветку от станции Луговая на Турксибе. В том же году в Чуйскую долину прибыл чехословацкий кооператив "Интергельпо", последовавший призыву Ленина строить социализм в том числе и интернациональными силами. Фактически, "Интергельпо" создал основу промышленности киргизского Севера, в 1930-е годы чуть ли не половина промышленного производства Киргизской ССР приходилась на предприятия кооператива; после 1943 года, когда "Интергельпо" был довольно предсказуемо ликвидирован, эти предприятия стали крупнейшими городскими заводами. Да, Пишпек к тому времени переименовали в "Фрунзе" - в честь советского военного деятеля, который был родом отсюда.

14. IMG_1228.JPG

Бишкек не стал особенно крупным промышленным центром, основная часть местных предприятий - это лёгкая промышленность местного значения и другие поддерживающие жизнь города предприятия (пищевая промышленность, электроэнергетика в виде ТЭЦ).

15. IMG_1265.JPG

Существовало несколько машиностроительных предприятий, работавших на союзный рынок, но сейчас они либо не функционируют, либо почти не функционируют. Впрочем, сохранилось предприятие "Дастан", бывшее частью необъятного советского ВПК; оно и сейчас поставляет торпеды на российский и индийский рынок. Вместе с тем, Бишкек - основной промышленный центр Киргизии, концентрирующий чуть ли не 60% национального промышленного производства; остальная страна деиндустриализировалась в ещё большей степени (спад ВВП за 1990-е более чем в 10 раз), а многие районы были и остаются аграрными по своей экономической структуре.
Основа городской экономики, как во многом и экономики киргизской - это те самые огромные базары, которых в городе несколько. Самый большой - Дордой, один из крупнейших рынков СНГ, расположенный на севере города, как раз по пути к казахстанской границе. Фактическая основная функция этих рынков - перевалка товара на пути из Китая в Европу и Россию; Киргизия вполне пользуется своим положением на трассе древнего Шёлкового пути. Разумеется, что одна из крупных улиц Бишкека, как и в Алма-Ате, и в Ташкенте, называется проспектом Шёлкового пути ("Жибек Жолу"). Вхождение Киргизии в Таможенный союз, с одной стороны, увеличило барьеры на пути сюда китайских товаров, но, с другой стороны, уменьшило эти барьеры на пути тех же товаров в Россию.

16. IMG_2004.JPG

Темпы роста Бишкека - самые быстрые в Киргизии: страна очень разная, внутренние контрасты огромные, и миграционный приток населения в столицу очень внушителен. Прирост населения с 1989 года примерно как в Махачкале или Алма-Ате - почти на 40%, до более чем миллиона человек.

17. IMG_1232.JPG

Особенность национального состава - относительно большая доля русских; хотя она и уменьшается, но всё ещё составляет более 20% (почти 200 тысяч человек) - самый русский среднеазиатский город после Алма-Аты. Русский язык в Киргизии имеет статус государственного; как и в Северном Казахстане, почти все надписи в Северной Киргизии дублируются по-русски.

18. IMG_1321.JPG

На юге страны, где русских почти нет, русский - язык киргизско-узбекского межнационального общения, но русских надписей гораздо меньше; в общем, имеет место дихотомия, аналогичная казахстанской/a>.

19.
IMG_2012.JPG

В Бишкеке очень много и просто русских надписей; такая нехарактерная для здешних мест "космополитичность", хорошо сохранившаяся с советского кремни - мне она тоже видится частью местной свободы.

20. IMG_1120.JPG

Из других нацменьшинств киргизской столицы интересны уйгуры и дунгане (китайцы-мусульмане, на родине именуемые "хуэй") - тень великого восточного соседа.
Киргизия - наверно, наименее националистическая среднеазиатская страна, для русских здесь не так уж много препятствий как для "нетитульных", эмиграция в Россию не очень велика.

21. IMG_1160.JPG

В Бишкеке совсем не редкость увидеть на улице лицо европейской внешности, и большая часть таких лиц - это всё же не европейские туристы.

22. IMG_1235.JPG

Другое дело, что естественный прирост у киргизов на порядок больше, как и искусственный: десятки тысяч сельских мигрантов в город - почти исключительно киргизы.

23. IMG_2008.JPG


Так что как часто бывает в бедных странах, значительная часть роста города - это ложная урбанизация: новые районы не имеют городского облика и городской среды, а люди ведут скорее деревенский, а не городской образ жизни. Проще говоря, это трущобы - это, конечно, не Бомбей, Лагос или Найроби с их постройками из картона и фанеры, но всё же неблагоустроенный частный сектор.
Тем не менее, Бишкек мне понравился больше Алма-Аты, на которую он многим похож - город более цельный и просторный, тут более характерный и эффектный центр, и гулять приятнее.

24. IMG_1254.JPG

Зелени порой не меньше, но она как-то не забивает архитектуру и фасады домов, более гармонично сочетаясь с городской средой.

25. IMG_1297.JPG

Бульвары и небольшие, ухоженные парки:

26. IMG_1293.JPG

Есть немного дореволюционных зданий, можно найти и конструктивизм.
Есть и цельные архитектурные ансамбли сталинского времени:

27. IMG_1984.JPG

И брежневского времени:

28. IMG_1261.JPG

И всё это как-то удивительно хорошо сочетается.

29. IMG_1279.JPG

30. IMG_1198.JPG

Главная площадь, как и в Алма-Ате, была сооружена в позднесоветское время, но тут она получилась гармоничнее и эстетичнее:

31. IMG_1313.JPG

И потом, она тут в центре, а не на краю центра.

32. IMG_1312.JPG

Несомненные минусы города - это та самая трущобность и поглощающая всё новые кварталы торговля.

33. IMG_1119.JPG

Но, на мой взгляд, они не перевешивают уютный и почти европейский центр, а даже как-то подчёркивают, оттеняют его.
Ну и создают колорит, которого нам так не хватает в наших богатых северных городах.

34. IMG_1192.JPG

А вот новой сколько-нибудь примечательной архитектуры в городе я почти не видел, а всё, что видел - это в центре.
Старый и новый Бишкек - не самая типичная картина; обычно есть просто старый Бишкек, возвышающийся над новым:

35. IMG_1196.JPG

Обычно есть просто старый Бишкек, а у его подножия - новый.
Тут, конечно, бедность страны и столицы сыграла положительную роль - просто не хватает денег/ресурсов/амбиций на то, чтобы всё снести и застроить заново. Примерно как в российской провинции, где богатая Казань, уничтожив/переделав до неузнаваемости почти всё своё архитектурное наследие, теперь сильно проигрывает в плане исторических достопримечательностей и аутентичности более бедным соседним Нижнему Новгороду и Самаре.

36. IMG_1278.JPG


И, конечно, о городском транспорте.
Основа городской системы общественного транспорта - это троллейбус. Как и во многих российских провинциальных городах, в киргизской столице нет средств/денег/политической воли на содержание городского автобуса с нормальным подвижным составом.

37. IMG_1994.JPG

Зато местные власти поддерживают старый добрый электротранспорт на удовлетворительном уровне, обеспечивая приемлемые интервалы движения и даже - в последние несколько лет - современный подвижной состав (белорусские БКМ и российские вологодские ВМЗ).

38. IMG_1175.JPG

В принципе, такая ситуация характерна для всей Киргизии; в условиях экономического кризиса и структурных преобразований постсоветского времени троллейбусные сети здесь не только деградировали, но даже порой развивались. В южно-киргизском Оше вроде как строится третья линия, а троллейбус в маленьком горном Нарыне вообще запустили в эксплуатацию в 1994 году.
Так что теперь, после закрытия почти всех казахстанских и почти всех узбекистанских троллейбусных систем, а также остановки троллейбуса в Ашхабаде и Ходженте киргизские троллейбусные системы - это бОльшая часть всего троллейбуса в Средней Азии. Думаю, во многом это объясняется дешёвой электроэнергией киргизских гидроэлектростанций в сочетании с почти полным отсутствием других энергоресурсов.
Бишкекская троллейбусная сеть, по размеру в советское время уступавшая только алма-атинской, сократилась, но не очень значительно; по нескольким линиям троллейбусы сейчас не ходят, но основная часть сети функционирует.
После недавней "оптимизации" алма-атинского троллейбуса бишкекская троллейбусная сеть с её 104 километрами по оси улиц стала крупнейшей в Средней Азии, и 8-й в СНГ.

39. IMG_1331.JPG

Троллейбусные линии охватывают значительную часть города.
Как и положено более-менее высокопровозному виду транспорта в условиях централизованного планирования, троллейбус в Бишкеке исторически был предназначен прежде всего для связи центра, заводов и многоэтажных жилых районов. Заводы и многоэтажные жилмассивы в киргизской столице нередко расположены на периферии, и для достижения их троллейбусным линиям нередко приходится преодолевать обширные массивы частного сектора.

40. IMG_1968.JPG

В общем, троллейбус в Бишкеке, как где-нибудь на российском Северном Кавказе - сейчас единственный комфортный способ транспортного передвижения по киргизской столице.

41. IMG_1121.JPG

Машины ходят довольно часто по основным маршрутам, в основные узлы/точки города можно добраться на троллейбусе. А автобусов нет не только на городских маршрутах Бишкека (маршрутки, маршрутки) и в остальных городах страны, их сложно встретить и на междугородних линиях.

42. IMG_1410.JPG

Не могу сказать немного о железной дороге, которая представляет собой заходящий из Казахстана на территорию Киргизии "аппендикс". Вообще, это беда Киргизии, как и Таджикистана - большевики при проведении границ национальных республик на отстало юго-восточной периферии, конечно, поступили лучше чем европейские колонизаторы (которые разделили огромные территории просто по линейке) - они хоть как-то учитывали национальный фактор. Но то, что получилось, с экономической и геополитической точки зрения не выдерживает никакой критики: страна занимает горные области и окраины нескольких соседних долин/котловин, все крупные города и почти всё население - в пределах 50-километрового радиуса от государственной границы. Так и получилось, что та же железнодорожная сеть Киргизии - это заходящие из Казахстана (на север страны) и из Узбекистана (на юг страны) изолированные сегменты; через тянь-шаньские перевалы железную дорогу строить бы стали, наверно, только в Евросоюзе или в КНР. В советское время поезд из южно-киргизского Джалал-Абада с прицепными вагонами из Оша без проблем преодолевал 6 условных границ советских республик по пути в северную часть страны; после обретения независимости этот маршрут стал гораздо проблемнее, и уже в 1993 году поезд отменили. Бишкеку как столице и крупному городу ещё повезло - в отличие от южно-киргизских Оша и Джалалабада, пассажирские железнодорожные перевозки здесь уцелели; думаю, не последнюю роль здесь сыграли и не самые дружеские отношения с Узбекистаном, у границы с которым расположены южно-киргизские города. Сейчас основное движение осуществляется в сторону Луговой; все три поезда соединяют киргизскую столицу с крупнейшими российскими городами (Москвой, и Екатеринбургом) и почему-то с Новокузнецком. В сторону Рыбачьего (Балыкчи) на озере Иссык-Куль, куда железная дорога была продлена в 1950 году, летом курсирует местный поезд; ещё вроде как есть пригородные дизель-поезда на запад (до казахстанского Мерке) и на восток (в Токмак).
О том, как прошло моё непосредственное знакомство с Бишкеком - в следующей части.
Tags: 2015, Бишкек, Киргизия, Средняя Азия, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, август, большое путешествие, железная дорога, троллейбус
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments