свободный от себя (me_frai) wrote,
свободный от себя
me_frai

Бишкек: что и где

IMG_1973.JPG

IMG_1272.JPG



IMG_1219.JPG

Перейдя киргизскую границу в Кордае, всего в 10 километрах севернее Бишкека, я по своему обыкновению поймал попутную машину до киргизской столицы. Тогда я ещё не был знаком с такой прекрасной среднеазиатской особенностью, как платный автостоп - тут принято платить за подвоз примерно как за автобус, бесплатно уехать можно, но сложно, муторно и долго.
В машине, которая везла меня в Бишкек, я ухитрился рюкзаком сбить зеркало на лобовом стекле, и те деньги, которые с меня попросил перед выходом в город водитель - я так подумал, что это не за проезд, а за сломанное, так сказать, оборудование. Так что платный автостоп открылся для меня несколько позднее, по пути на Иссык-Куль.
Меня высадили на одном из главных городских перекрёстков, у рынка Аламедин северо-восточнее центра. Была середина дня, конец работы городских базаров - и поэтому северо-восток Бишкека, средоточие крупнейших рынков столицы, стоял в сплошной пробке.

4. IMG_1109.JPG

Я впрочем, пешком. Перешёл по мосту пересохшую реку Аламедин - обычное дело для конца лета в этих краях.

5. IMG_1125.JPG

И оказался у прекрасного здания автовокзала.

6. IMG_1131.JPG

В СССР до 1960-х - 1970-х годов, кажется, редко строили капитальные здания автовокзалов и автостанций, зданий постарше до нас дошло совсем немного, и поэтому, собственно, так редко можно встретить красивые здания автостанций и автовокзалов.
Бишкекский автовокзал в стиле сталинского ампира - по виду 1950-х годов постройки, но на самом деле он был открыт в 1962 году, когда в советских городах уже вовсю строили хрущёвки. Не так уж редко случалось (и случается), что в отдалённых регионах смена стилей/направлений запаздывает, и уже после революции могут строить модерн, а в 2015 году - нечто пластиково-стеклянное в луковкам стиле.
Несмотря на свой внушительный вид, сейчас это всего лишь Восточный автовокзал, второстепенный (внутриобластные маршруты) по отношению к Западному (рейсы по всей Киргизии и даже наверно в соседние страны).
Подземный, тёмный и немного подтопленный переход под проспектом Шёлкового пути у автовокзала - кажется, единственный виденной мною в Бишкеке подземный переход - кажется, самое жуткое место в городе:

7. IMG_1411.JPG

За автовокзалом я увидел жилые 14-этажки, заметные издалека в малоэтажном Бишкеке.

8. IMG_1128.JPG

Зашёл во двор:

9. IMG_1140.JPG

Явное ощущение опустынивания - почти как в казахстанском Щучинске/a>.

Потом зашёл в подъезд и традиционно поднялся наверх, надеясь на выход на крышу. Надежды оказались тщетными, но вид из окна на лестничной клетке тоже очень даже ничего.

10.
IMG_1141.JPG

11. IMG_1154.JPG

К сожалению, вид был не на центр, зато прекрасно было видно циклопические трубы городской ТЭЦ - пожалуй, единственную ярко выраженную индустриальную черту облика киргизской столицы.

12. IMG_1150.JPG

ТЭЦ работает отчасти на угле, расположена в крупном городе, расположенном в долине (воздух порой застаивается, особенно летом); наверно, поэтому её основная труба - одна из самых высоких, расположенных в крупных городах (300 метров), и 32-я по высотке в мире. Для сравнения, самая высокая труба в Москве (ТЭЦ-23 в Гольяново) - это без малого 250 метров.
После посещения 14-этажки я прошёл ещё пару кварталов по проспекту Шёлкового пути (Жибек Жолу).
С юга, в перспективе одного из переулков я увидел не так давно законченную бишкекскую Центральную мечеть:

13. IMG_1175.JPG

До её постройки крупнейшая мечеть страны располагалась в южной столице Оше; вообще, для Киргизии характерны маленькие мечети "квартального типа", а не огромные на главных площадях, как в соседнем Казахстане/a>.
А чуть дальше, за поворотом на широкую улицу Ибраимова, уже уверенно начинается городской центр.

14.
IMG_1187.JPG

Мемориал Победы в форме юрты на одноимённой площади:

15. IMG_1206.JPG

Советскую по своей сути историческую память и часть нашей национальной идеи Победы - это в Киргизии хорошо представлено, не хуже чем в Казахстане.

16. IMG_1214.JPG

С национальным колоритом, конечно - такое ощущение, что мемориал был воздвигнут уже в годы независимости, но это не так: его соорудили в 1985 году.

17. IMG_1221.JPG

И - как где-нибудь в Тамбове или Ижевске - принято отмечать свадьбу у мемориала.

18. IMG_1215.JPG

Примерно там же - типовое, но изящное здание цирка:

19. IMG_1209.JPG

И одно из немногочисленных зданий приличной современной архитектуры - не худший, но и не лучший образец:

20. IMG_1224.JPG

С площади довольно быстро попадаю на Чуйский проспект - настоящую главную улицу Бишкека.

21. IMG_1240.JPG

Проспект идёт параллельно горам и реке Чу; он стал парадной улицей только после войны, в 1920-е - 1930-е главным был бульвар Эркиндик - главный городской перпендикуляр, о котором чуть позже.

22. IMG_1248.JPG

Зелень, магазины, вода - настоящая общественная зона.
Максимальная концентрация рекламы - куда уж там Алтайскому краю/a> или ульяновскому Димитровграду/a>:

23.
IMG_1255.JPG

Чуть западнее - здание "Кыргызтелекома":

24. IMG_1251.JPG

Один из самых крутых позднесоветских архитектурных ансамблей, что я видел.

25. IMG_1265.JPG

Всякого рода народные умельцы на людных тенистых тротуарах центра - пикантная смесь чего-то советского ("узнай свой вес"!) с чем-то доисторические-азиатским:

26. IMG_1275.JPG

И начинается центральная полоса скверов и площадей, перетекающих одна в другую.
Сквер с памятникам борцам-революционерам - наверно, самое советское место в Бишкеке:

27. IMG_1277.JPG

Одиночное конструктивистское здание кинотеатра "Ала-Тоо", возведённое в 1938 году:

28. IMG_1292.JPG

Как видите, не только сталинский ампир в Бишкеке задержался.
У старого кинотеатра пересекаются два главных бишкекских направления - параллельное (Чуйский проспект) и перпендикулярное (бульвар Эркиндик).

29. IMG_1397.JPG

А дальше по проспекту уже виднеется прекрасный ансамбль центральной площади Ала-Тоо, немного омрачённый разбором какой-то праздничной сцены:

30. IMG_1295.JPG


31. IMG_1370.JPG

32. IMG_1336.JPG

С северо-востока площадь замыкает здание Ассамблеи народов Киргизии (изначально здесь были расположены высшие органы власти Киргизской ССР) - дореволюционное на вид, оно было построено во второй половине 1920-х годов (опять задержка):

33. IMG_1300.JPG

А сама площадь прекрасна не только гармоничностью и даже какой-то классичностью своего облика, столь нехарактерного для времени её строительства (1984 год), но и своими просторными аркадами:

34. IMG_1301.JPG

Пешеходная, общественная, торговая зона и укрытие от дождя одновременно, придуманные ещё древними римлянами пешеходные аркады никогда не теряли своей актуальности.
На этой площади нет правительственных зданий, зато есть Национальный музей и конный памятник Манасу перед ним, и, конечно, обязательный в тюркских и арабских странах национальный флаг на длинном флагштоке:

35. IMG_1303.JPG

Манас - главный герой киргизских легенд; памятник ему появился даже в московском парке Дружбы/a> на Речном вокзале.
У флагштока - киргизский Пост №1:

36.
IMG_1358.JPG

По примеру "большого брата" и европейских товарищей киргизы явно хотят превратить процесс смены караула в торжественную церемонию, олицетворяющую суверенитет и государственность:

37. IMG_1359.JPG

И у них это получается - во всяком случае, для южнокорейских туристов:

38. IMG_1363.JPG

Присутствие таких молодёжных групп из этой восточно-азиатской страны, думаю, связано с в прошлом многочисленными корейцами Чуйской долины. Корейцы из-за малоземелья переселялись на российский Дальний Восток ещё в XIX веке, а потом - сначала добровольно, а потом в рамках первой сталинской депортации по этническому признаку (1937 год).

Аркады площади украшены, по всей видимости, на тему сюжета эпоса "Манас":

39. IMG_1354.JPG

Архитектура площади странным образом напомнила мне архитектуру отдельных станций Серпуховско-Тимирязевской линии московского метро, строившихся примерно в то же время (Менделеевская/a>, Савёловская/a>, Серпуховская/a>, Чертановская/a>).
Видимо, потому, что арочные мотивы в позднесоветской архитектуре вообще были мало распространены.
А напротив Манаса стоит Чингиз Айтматов - второй главный элемент киргизской культуры:

40.
IMG_1325.JPG

А с северо-запада к площади примыкает киргизский Дом Правительства - вот типичная архитектура конца советского периода, здание аналогично бывшему Совету Министров Казахской ССР в Алма-Ате:

41. IMG_1341.JPG

Рядом со зданием - чёрно-белый памятник жертвам последней киргизской революции ("мемориал жертвам 7 апреля"):

42. IMG_1347.JPG

А к северу от площади Ала-Тоо - Дубовый парк, тенистый и уютный.

43. IMG_1375.JPG

Фактически, это широкая часть бульвара Эркиндик.
Прекрасное сочетание живописности и благоустроенности.
Неожиданно европейское место, есть даже велопрокат:

44. IMG_1371.JPG

Впрочем, в Бишкеке - несмотря на идеальный для велопередвижения ровный ландшафт - я почти не видел велосипедистов.
Парк - своеобразное средоточие культуры и (национальной) памяти: огромное количество памятников.

45. IMG_1373.JPG

Козырное место по-прежнему занимают Маркс с Энгельсом.

46. IMG_1377.JPG

За парком - Старая площадь, место власти.

47. IMG_1382.JPG

Здание справа - киргизский парламент, а Киргизия после революции 2010 года стала парламентской республикой.
Во внушительном здании 1936 г., где в те годы располагалось правительство Киргизской ССР - наверно, самом крупном в довоенном Бишкеке - сейчас Американский университет в Центральной Азии:

48. IMG_1380.JPG

А ещё дальше на север - сам бульвар Эркиндик:

49. IMG_1402.JPG

Памятников не стало сильно меньше:

50. IMG_1393.JPG

Правительственный квартал - министерство финансов:

51. IMG_1401.JPG

Дальше там ещё местная ФСБ (ГКН).
А если вернуться на Чуйский проспект, то западнее Дома правительства там будет Советская площадь в стиле 1950-х годов:

52. IMG_1978.JPG

Самый гармоничный и мой любимый ансамбль Бишкека.
Мне почему-то хочется назвать её "Театральной", хотя ни одного театра здесь нет - зато есть филармония. И здесь есть ещё один памятник Манасу - более экспрессивный, чем на Ала-Тоо.

53. IMG_1987.JPG

А Чуйский проспект тянется дальше на запад, и становится зеленее и уютнее.

54. IMG_2000.JPG

Если его восточная часть - это больше развлечения и торговля, то западная - это зелёные аллеи и даже наука (Киргизская Академия наук).
А потом это вдруг резко обрывается Ошским рынком - ещё одной торговой точкой и по совместительству главным транспортным узлом на западе города:

55. IMG_2009.JPG

В следующей части - о благодатной Чуйской долине.
Tags: 2015, Бишкек, Киргизия, Средняя Азия, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, август, большое путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments