свободный от себя (me_frai) wrote,
свободный от себя
me_frai

Урал: история, города, природа

IMG_7514.JPG

IMG_0495.JPG

PICT9121.JPG



Урал - это ещё и история.

4. IMG_7557.JPG

5. IMG_0900.JPG

Здесь не Золотое и даже не Серебряное кольцо, но и не Сибирь. Здешние города до XX века никогда не входили в состав крупнейших в стране, но здесь есть немало древних каменных церквей (Соликамск).

6. IMG_5372.JPG

и не столь древние, но поражающие своей византийской мощью соборы (Верхотурье).

7. IMG_6352.JPG

и даже один кремль (опять Верхотурье).

8. IMG_6494.JPG

Прежде всего это, конечно, Северный Урал: южная часть региона стала осваиваться позже из-за долго не покорявшихся окончательно башкир и других тюркских народов.
На Северном Урале даже сохранилось несколько старых купеческих городов с характерной застройкой - которые столь типичны для Европейской России, но гораздо реже встречаются восточнее.
На Урале эти города вырастали вдоль Сибирского тракта, ведущего из Европы в Сибирь и дальше в Китай.

9. IMG_7743.JPG

Самый красивый и лучше всего сохранившийся - это Кунгур:

10. P1020911.JPG

Ещё большие старые города есть на самом юге Урала - прежде всего это Оренбург, который сначала был важной крепостью, а потом важным транспортным узлом на пути из Европейской России в Среднюю Азию.

11. IMG_8637.JPG

До революции именно Оренбург был самым большим уральским городом.

12. IMG_9974.JPG

Россия до конца XIX века была почти исключительно аграрной страной, и если и был в XVIII и XIX веках в империи район концентрации машиностроения и металлургии, то это был Урал.

13. IMG_9535.JPG

В некоторых городах сохранились не только заводские пруды, но и сами старые заводы, некоторые части которых почти без изменений дошли до наших дней.
Старопромышленные города - это тоже во многом Северный Урал, но и на юге их немало (запад Челябинской области и восток Башкирии).

14. PICT5828.JPG

Урал стал возвращать себе звание крупнейшего индустриального района страны в 1930-е годы, во время индустриализации; ещё активнее этот процесс пошёл в 1940-е, когда сюда были эвакуированы сотни заводов из западных регионов страны, многие из которых дали начало новым, уже уральским предприятиям. Ожили старые города и появилось много новых; парадная сталинская застройка появлялась в СССР прежде всего в столицах и индустриальных центрах.

15. PICT6563.JPG

16. IMG_6809.JPG

17. IMG_7224.JPG

Так на Урале появились одни из крупнейших в стране образцов комплексной застройки в стиле сталинского ампира. Прежде всего это Челябинск, проспекты и площади которого в некоторых местах не уступают московским.

18. PICT6028.JPG

И Пермь с её Комсомольским проспектом:

19. IMG_4526.JPG

Ещё в плане сталинского ампира запомнился Курган - сейчас это центр самого депрессивного региона Урала, но 60 лет назад местные машиностроительные заводы были перспективны и, что ещё важнее, являлись важной частью ВПК страны.

20. IMG_7975.JPG

И Миасс с его УралАЗом:

21. IMG_1017.JPG

Говоря об архитектуре, нельзя не упомянуть конструктивизм.

22. IMG_0473.JPG

Этот стиль - не самый распространённый в нашей стране, и Екатеринбург по количеству конструктивистских зданий в России уступает лишь Москве.

23. IMG_0518.JPG

Именно в 1920-е годы, когда конструктивизм в Союзе переживал свой расцвет, столицей Урала стал Свердловск-Екатеринбург, который до революции был лишь четвёртым по величине городом в этих местах, а потом вдруг стал первым, и тут развернулось массовое строительство, которое в те годы было ещё не так характерно для советских городов.
Екатеринбург по населению сейчас четвёртый город в России; но ещё с довоенных времён он больше всего похож на третью российскую столицу. В отличие от Самары, Нижнего Новгорода или Омска Екатеринбург вполне можно представить сам по себе, как центр многих окружающих областей, существующий не только через Москву.
А ещё в Ёбурге на главной площади - лучшие в стране ледяные скульптуры:

24. IMG_0781.JPG

Большая часть внутриуральских дальних поездов идут именно из Екатеринбурга.
На базе индустриальной мощи и своего положения между Сибирью и Русской равниной уральские города стали довольно крупными деловыми центрами, и Екатеринбург прежде всего - по количеству и высоте небоскрёбов он уступает лишь Москве.

25. PICT5771.JPG

Настоящая столица должна быть довольно самодостаточна, она должна быть сложно устроена, ей полагаются и заводы, и парки, и пешеходные зоны, и много музеев, и многоэтажные спальные районы, и пригороды, и памятники.

26. PICT6154.JPG

27. PICT1346.JPG

28. PICT5905.JPG

29. PICT5640.JPG

30. IMG_0317.JPG

Екатеринбург не только сохранил значительную часть своих электричек, но и запустил одну из первых в стране линий городского поезда.

31. PICT1360.JPG

Интересно, что Екатеринбург, несмотря на своё положение крупнейшего уральского города и значительные автомобильные пробки, лучше всего сохранил свою трамвайную сеть.

32. PICT1343.JPG

Это чуть ли не единственный российский город-миллионник, где почти не было переносов трамвайных линий с главных на параллельные и более тихие улицы.

33. IMG_0426.JPG

Такая непровинциальность свойственна нескольким уральским мегаполисам, но прежде всего Екатеринбургу и Перми; в последней это довольно странно сочетается с экономической депрессивностью.

34. IMG_4848.JPG

Но отлично сочетается со славой Перми в качестве столицы современного искусства в Замкадье.

35. IMG_5560.JPG

Прибавляет уральским городам масштаба и их многоэтажность.

36. IMG_0506.JPG

Не секрет, что в российской провинции даже очень крупный город обычно состоит в значительной степени из частного сектора, нередко довольно трущобного вида; на Урале города исторически были компактны, зажаты между заводским прудом, горами и лесами, в дальнейшем вокруг крупных и богатых заводов возникали большие массивы многоэтажек.

37. PICT6532.JPG

Ну и почвы в горах, а на Северном Урале и на равнине не самые плодородные, что не способствует росту полудеревенских окраин.

38. IMG_0530.JPG

Ну и вообще, города в долинах и на холмистых равнинах - их очень много на Урале, от одного крупного города до другого тут гораздо меньше, чем обычно бывает в нашей стране.
Большая часть из них из них со времени возведения первых заводов на водной тяге были и остаются моногородами, то есть там мало что есть кроме одного градообразующего предприятия. Если с этим предприятием что-то случается, то город становится социально-экономической дырой, где нет работы и откуда уезжают почти все молодые и умеющие что-то делать люди.
Урал полицентричен, что тоже не очень типично для России, где и в масштабах страны, и в масштабах большинства регионов от крупных городов до всех остальных - дистанция огромного размера, и между крупными городами она, как правило, довольно велика. Екатеринбург - самый конкурентоспособный и экономически наиболее привлекательный уральский город, но Уфа, Пермь и Челябинск с ним сопоставимы и даже более-менее конкурируют.
Но вот контрасты по уровню жизни тут вполне российские, особенно на Северном Урале, где не очень просто что-нибудь вырастить на земле с выгодой для себя. Во многом уже постиндустриальные мегаполисы, индустриальные крупные города при востребованных и успешных предприятиях, крупные, средние и малые города у остановившихся или совсем неэффективных заводов, полувымершая и маргинализирующаяся сельская глубинка довольно сильно различаются.
Но, я бы сказал, доля постиндустриальных и успешных индустриальных городов на Урале значительно выше, чем в среднем по России.
Хотя, конечно, моногорода даже при работающих заводах имеют свои недостатки.

39. IMG_9952.JPG

Интересно, что внутриуральские контрасты схожи с природными: западнее Уральского хребта местность повышается постепенно, восточнее водораздела уже через несколько десятков километров начинается плоская и заболоченная Западно-Сибирская равнина. Так же и социально-экономические различия: на западе уровень жизни и состояние экономики различаются не очень сильно, оставаясь на довольно высоком уровне; а восточнее Челябинска, Екатеринбурга и Нижнего Тагила довольно быстро начинается депрессивная и пустеющая глубинка, которая тянется на восток до самого Новосибирска.
На Урале реже сталкиваешься с тем ощущением остановившегося времени, которое становится привычным где-нибудь на Вятке.
Но и здесь есть затерянные в прошлом места - в основном они на севере.

40. IMG_6908.JPG

41. IMG_5122.JPG

42. IMG_6445.JPG

Ну, теперь про природу. Уральские горы - они старые, пологие, они торчат между двумя великими равнинами как сточенные временем исполинские зубы. Крымские горы могут показаться Альпами в сравнении с большей частью уральской "горной местности". После Кавказа горы на Урале можно и не заметить.
Но почему-то в здешних пейзажах какая-то особенная живописность. Идёшь, идёшь, весь день поднимаешься, потом неожиданно выходишь из леса в тундру (высотная поясность). И такие виды вокруг - даль, синяя дымка, лесистые долины, покрытые каменными развалами плоские вершины хребтов.

43. PICT6288.JPG

И не скажешь, что ты ниже какого-нибудь Ай-Петри над Ялтой.

44. PICT6422.JPG

И такая атмосфера - ощущение чего-то такого таинственного, неведомого.

45. IMG_8508 (2).JPG

46. IMG_7806 (2).JPG

47. IMG_8456 (3).JPG

И вместе с тем какого-то не чужого.
И природа кажется очень чистой.

48. PICT9079.JPG

Реки порожистые, но довольно легко проходимые, но при этом горные и нередко очень красивые.

49. PICT9339.JPG

Такие горы с человеческим лицом - вроде полого, местами почти равнина. И всё же это горы, красивые и чистые.
Вот таким оказался для меня Урал за мои семь с половиной путешествий туда.

Седой Урал_1.jpg

Дальше будет речь о самом последнем из них - июль и самое начало августа 2015 года, Северный Урал.
Tags: Урал, аналитика, города, природа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments