свободный от себя (me_frai) wrote,
свободный от себя
me_frai

Categories:

Горный Алтай: долина Чулышмана, Каменные грибы

IMG_0409.JPG

IMG_0700.JPG

IMG_0594.JPG



За Телецким озером начинается Восточный Алтай - одна из самых удалённых и глухих частей региона.

4. IMG_0370.JPG

Дорога идёт по глубокой долине Чулышмана, главного притока Телецкого и одного из истоков Оби.

5. IMG_0458.JPG

Эта река, начинаясь из высокогорного озера Джулукуль у тувинской границы, прорезает себе путь через 3-километровые хребты, разделяя Улаганское плато и Чулышманское нагорье; высота склонов долины местами превышает километр.

6. IMG_0770.JPG

На восточную часть Внутреннего Алтая приходится сравнительно немного осадков - между здешними горами и лежащими на и северо-западе бескрайними равнинами лежат высокие горные хребты, включая Катунский хребет с горой Белуха. При этом здесь относительно высоко, и поэтому прохладно; и не так сухо, как в межгорных котловинах Тувы или Кош-Агачского района на юге Алтая.

7. IMG_0434.JPG

Лесов здесь поменьше, чем во Внешнем Алтае, но деревья есть; в начале августа в горах было прохладно, свежо и при этом не холодно.

8. IMG_0439.JPG

9. IMG_0663.JPG

Когда я рассказывал про Алтайский край, то упоминал, что загадочные Алтайские горы (в принципе, это верно и для Саян, но в меньшей степени) всегда притягивали к себе ищущих просветления - от баптистов и анастасиевцев до одиночных фриков и сумасшедших всех мастей; среди общей массы, конечно, попадаются и люди, действительно нашедшие что-то, которых можно назвать банальным словом "одухотворённые". Горный Алтай - это ведь на значительной части своей территории просто невысокие лесистые хребты, не поражающие ни своими размерами, ни красотой, расстояния вполне сибирские; это не Кавказ, где на расстоянии нескольких десятков километров пути от равнины начинаются ледники, километровые скалы и вообще красота, на Алтае расстояния вполне сибирские, а настоящая высота начинается далеко в глубине гор. Это прежде всего относится к Ближнему Алтаю; впрочем, даже там чувствуется какая-то особенная энергетика, что все не так просто в этих горах.

10. IMG_0490.JPG

11. IMG_0613.JPG

Тут надо уточнить, что я в принципе не склонен к излишней романтизации и "одушевлению" окружающей местности и природы.


12. IMG_0500.JPG

А здесь, в долине Чулышмана, это ощущение чего-то особенного, тайны за видимым, становится гораздо сильнее - это и горы повыше, и безлюдье, и странная, немного южная природа.

13. IMG_0412.JPG

14. IMG_0463.JPG

15. IMG_0513.JPG

Еще эта река, горная, но неожиданно спокойная, с ровным течением - даже плавать можно.

16. IMG_0395.JPG

17. IMG_0653.JPG

В мой визит это был ещё и постоянно прекращающийся и начинающийся дождь, создававший совершенно нереальное освещение.

18. IMG_0476.JPG

19. IMG_0422.JPG

Тут же надо вспомнить старообрядцев и Рерихов, искавших землю обетованную в Уймонской долине - там тоже очень много таинственности и чего-то скрытого, наверно даже больше чем в долине Чулышмана; это уже Западный Алтай, и об этом ещё через несколько постов.
Не убавляют таинственности и чулышманские каменные грибы - один из крупнейших массивов таких образований в мире.

20. IMG_0559.JPG

Но обо всём по порядку.
В южной части Телецкого озера начинается Улаганский район - самый алтайский по составу населения (77% местных жителей - южные алтайцы, в том числе теленгиты).
Он же и самый небезопасный - как по статистике, так и по моим личным ощущениям. Сказывается не только бедность, но и удалённость от городов и вообще "материка" - по выражению одного русского алтайца, "советская власть сюда так и не дошла". Нельзя недооценивать и неполиткорректный этнический фактор (менталитет горцев, слабость монголоидов к алкоголю).
Говорят, что не так давно местные мужики выходили к туристическим группам с охотничьими ружьями (которые здесь есть почти у всех), и собирали дань; если туристов не было на месте или их было мало или горцы были особенно дикие, то просто забирали всё что могли и что приглянулось (включая женщин). В последние годы, впрочем, под влиянием роста турпотока многие местные поняли, что, устраивая турбазы и принимая на них туристов, можно срубить гораздо больше денег, чем если грабить туристов, распугивая потенциальных желающих приехать в эти места.

21. IMG_0453 (2).JPG

Стало безопаснее, в общем. Эти истории мне рассказывали гиды - только они и подбирали нас в горах Восточного Алтая, где местные почти всегда подвезут только за деньги. Ещё один резкий регион с Кавказом, почти стереотипным горным регионом.
Хотя Улаганский район пока не очень туристический (туристов немного), уже сейчас значительная часть местной экономики связана с туризмом, и местные воспринимают туристов если не как нежелательных чужаков, то, по крайней мере, как источник денег. И, как и везде сейчас в Горном Алтае, туристический поток в Чулышманской долине растёт опережающими темпами.

22. IMG_0511.JPG

При этом, по моему опыту, в туристических местах в России и постсоветских странах (Кавминводы, Сочи, Абхазия, Прибалтика) подвозят охотнее чем в среднем по стране - причём как туристы/дачники, так и местные, часто занятые в турбизнесе.

В общем, у меня очень своевременно нашлись попутчики.

23. IMG_0364 (2).JPG

Для тех, кто пропустил предыдущую серию: на катере через Телецкое озеро я познакомился с парой израильтян, с которыми мне было по пути по крайней мере на день вперёд; и в итоге мы ехали вместе ещё чуть ли не неделю, до самой Белухи.

Утром погода была примерно такая же, как вчера - дождь периодически возобновлялся, и в перерывах облака странным образом затягивались вверх по горным склонам и долинам.

24. IMG_0379.JPG

Совсем рядом с нашим импровизированным лагерем обнаружилась река Чулышман.

25. IMG_0375 (2).JPG

И местные рыбаки, спящие в старой серой "буханке".

26. IMG_0376.JPG

Мои товарищи изначально собирались идти пешком чуть ли не всю дорогу до Чуйского тракта - это без малого 200 километров.

27. IMG_0378 (2).JPG

Но я их уговорил попробовать автостопом - дорога по долине красивая, но долгая, и деревни могут быть небезопасны; так мы оказались в машине гида Юры. Он возвращался с заброски туристов куда-то в горы вблизи южного берега Телецкого берега; он и рассказал значительную часть историй из жизни местных и их взаимодействия с туристами.
В машине Юры, как и у всех подвозивших нас в этих краях гидов, огнестрельное оружие.
Как это обычно бывает в горах, основная статья доходов местных помимо туристов - это скотоводство.

28. IMG_0411.JPG

Конечно, охота в горной тайге тоже имеет большое значение.
Впрочем, нам из диких зверей в долине повстречались только такие:

29. IMG_0715.JPG

Лошади здесь не занимают такое положение, как в степях Казахстана, но всё равно их тут гораздо больше, чем на Кавказе или в горах Центральной и Западной Европы.

30. IMG_0415.JPG

Коров поменьше, но они тоже бросаются в глаза.

31. IMG_0417.JPG

IMG_0426.JPG

Два местных вида скота живописно соседствуют - нигде такого не видел, кажется.

32. IMG_0428 (2).JPG

33. IMG_0423.JPG

Деревня Балыкча, ближайшая к озеру - тут мы зашли поесть, но в местном магазине/кафе из горячего были только беляши на дешёвом масле, подозрительно похожие на то, что в Москве любят (любили) на вокзалах продавать.
В деревне за нами бежали местные пацаны и что-то возбуждённо кричали; у конца деревни - ворота, призванные не пускать коров и лошадей к домам до вечера. К нам подбежало сразу несколько местных детей и, расталкивая друг друга, принялись открывать ворота, а потом ловить брошенную нашим водителем мелочь. От всего этого повеяло настоящим Третьим миром.

Едем дальше, дорога становится чуть менее грунтовой и чуть более каменистой; долина петляет, то расширяясь, то сужаясь. Самое широкое место - там где Чулышман принимает свой главный приток Башкаус, текущий с Улагана и Улаганского плато; помню, что там мы видели камень огромного размера.
Пастбища, перемежающиеся вторичными лесами - в основном берёзовыми.

34. IMG_0382.JPG

Следующая деревня - Коо; если Балыкча - название тюркское (напоминает город Балыкчи в Киргизии, бывшее Рыбачье), то Коо - это странное название чисто в алтайском стиле.

35. IMG_0441 (2).JPG

Обращают на себя внимание конической формы постройки во дворах алтайских домов, это аилы - что-то вроде деревянных алтайских юрт. У меня сложилось впечатление, что они значительно меньше приспособлены для передвижения и переездов, чем юрты степных кочевников.

36. IMG_0437 (2).JPG

Если стационарные деревянные дома алтайцев и внешним видом, и своей структурой выдают своё русское происхождение, то аилы - это живое свидетельство прежней вольной алтайской жизни, которая некогда, вероятно, была кочевой. Как правило, аилы сейчас необитаемы, служат для торжественных встреч родственников и всякого летнего досуга вне дома.
Ещё одна вещь, которая может показаться странной после стольких упоминаний диковатого нрава алтайцев - это церкви в каждой крупной горной деревне.

37. IMG_0445.JPG

Да, усилиями бийской Алтайской духовной миссии значительная часть алтайских народов в XIX-XX веках были крещены, и официально считаются православными верующими. Однако, как это часто бывает в таких далёких и культурно чуждых местах, и вообще с новообращёнными, христианство здесь своеобразное. Очень много элементов прежних верований (шаманизма); с начала XX века на Алтае распространяется бурханизм - синкретическое учение с элементами христианства, тибетского буддизма и шаманизма. По данным местного Института алтаистики, сейчас де-факто бурханизм - основная религия алтайцев; мне не хватает осведомлённости о местных реалиях, чтобы проанализировать, как он сочетается с православными богослужениями в храмах.

Ближе к вечеру любезный гид Юра довёз нас до турбазы, от которой примерно через реку расположены Каменные грибы.

38. IMG_0451 (2).JPG

Это одна из нескольких турбаз, открытых местными в этих краях в последнее время - обратите винимание на очень похожий на аил круглый дом.
За 100 или 200 рублей договорились поставить свои палатки на территории турбазы - долина здесь узкая, деревьев мало, местность открытая; как бонус, нам разрешили помыться в бане.

39. IMG_0697.JPG


40. IMG_0454.JPG

За 500 рублей на моторке переехали на другой берег Чулышмана, к кордону Аккурум.

41. IMG_0460.JPG

Как и на Телецком озере, восточный берег реки - это биосферный Алтайский заповедник с довольно строгим режимом посещения. Тут расположены самые интересные местные объекты - водопад Учар (куда мы не попали), и пресловутые Каменные грибы. Впрочем, к последним можно пройти без ограничения и сбора в пользу заповедника.
Кордон - это пастбища и дом некоей алтайской семьи; в далёкой и благословенной Прибалтике такое назвали бы "хутором".

42. IMG_0473.JPG

Не исключено, что живущие здесь по совместительству работают и в заповеднике.
Видно, что ребята хотели объяснить понятно, но вежливо:

43. IMG_0461 (2).JPG


44. IMG_0491.JPG

Информационная инфраструктура туристической тропы:

45. IMG_0678.JPG

Солнце и вода, редкие деревья, камни, речные протоки Чулышмана и горные ручьи - одно из самхы живописных мест, что я видел в жизни:

46. IMG_0466.JPG

47. IMG_0471 (2).JPG

48. IMG_0506.JPG


49. IMG_0501.JPG

Приближается очередной дождь, и - как уже было точно сказано до меня - как будто кто-то смотрит с неба:

50. IMG_0472.JPG

Отсюда уже можно увидеть Грибы - впрочем, если не знаешь куда смотреть, ты их и не увидишь: они похожи на странные белёсые наросты на склоне одного из ущелий.

51. IMG_0508.JPG

Вот и Грибы; вблизи они имеют почти антропоморфный вид; как нестройная толпа каких-то существ, ждущих чего-то.

52. IMG_0536.JPG

53. IMG_0641.JPG

Это останцы - то есть более устойчивые массивы горной породы, оставшиеся после разрушения окружающей скальной массы. Сама по себе такая форма рельефа не так уж и редка, такое встречается, кажется, везде, где есть горы и много скал. Вот, например, останцы вблизи перевала Авсанау, Бартуйское ущелье, Ирафский район Северной Осетии, где я был в походе в далёком августе 2007 года:

54. Изображение 179.jpg

А вот останцы в форме грибов встречаются гораздо реже, их генезис более сложен - должен не просто остаться кусок более твёрдой породы, сверху должен оказаться кусок ещё более твёрдой породы, который защитит от разрушения/выветривания не такую твёрдую породу под ним.

55. IMG_0541.JPG

Так, собственно, и образуются шляпка (самый прочный камень) и ножка (камень помягче).

56. IMG_0543.JPG


57. IMG_0576.JPG

58. IMG_0546.JPG

Связь/соединение между ножкой и шляпкой редко прочно - нередко шляпки падают; с ростом туристического потока это всё чаще происходит на головы гостям.
Как видно, некоторые грибы уже без шляпок:

59. IMG_0550.JPG

Порода, слагающая ножки, местами похожа на бетон:

60. IMG_0558.JPG


Грибы над чулышманской долиной имеют немного зловещий, внушительный и немного религиозный вид:

61. IMG_0585.JPG

Ещё этот вид немного фаллический, что ничуть не мешает серьёзности их облика:

62. IMG_0602.JPG

А потом солнце пробилось через пелену туч на западе.

63. IMG_0625.JPG

И наступила настоящая магия.

64. IMG_0630.JPG


А потом был спуск в надвигающихся сумерках.

65. IMG_0665.JPG

Ночёвка в палатке на турбазе, и оставшиеся 30 километров по долине Чулышмана до перевала.
Но об этом - в следующей серии.


Tags: Алтайские горы, Горный Алтай, Улаганский район, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, большое путешествие, горы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments