свободный от себя (me_frai) wrote,
свободный от себя
me_frai

Чуйская долина

IMG_1895.JPG

IMG_1489.JPG



Средняя Азия - самая северная из старых речных цивилизаций; это самая древняя из культурных областей, когда-либо оказывавшихся под контролем русских. Мавераннахр ("Заречье") - земля за Амударьёй, долины самой Амударьи, Зеравшана и Сырдарьи - в одном ряду с Месопотамией-Двуречьем, долинами Нила и Инда. Густонаселённые плодородные области здесь прижимаются к горам и крупным рекам, которых очень мало вдали от гор; большую часть территории занимает пустыня.

2. IMG_1831.JPG

Чуйская долина - один из самых северных среднеазиатских оазисов, она расположена на северо-западе Тяньшаня, между Чу-Илийскими горами на севере и Киргизским хребтом (Киргизский Ала-Тоо) на юге.

3. IMG_1877.JPG

Река Чу начинается в горах недалеко от озера Иссык-Куль, протекает через значительную часть Северной Киргизии и в нескольких сотнях километров северо-западнее, уже на территории Казахстана, теряется в песках пустыни Муюнкум.

4. IMG_1102.JPG

Как и многие реки, сейчас пропадающие где-то на просторах Казахстана, Чу в прошлом являлась частью бассейна Сырдарьи и Аральского моря - пока климат не стал суше.

5. IMG_1439.JPG

Но и сейчас Чуйская долина - настоящий оазис в пустыне только в своей нижней, казахстанской части, в верхней, киргизской она окружена горами.

6. IMG_1479.JPG

Которые тут не как на Западном Кавказе - в нижней своей части они сухие и почти без леса, при этом не уступая по высоте кавказскому Водораздельному хребту.

7. IMG_1586.JPG

8. IMG_1448.JPG

За пределами Средней Азии/Казахстана и вне сообщества путешественников Чуйская долина известна прежде всего своей дикой коноплей - которая, кажется, произрастает в основном в нижней, равнинной, казахстанской части долины, где я был лишь транзитом. Поэтому я лично чуйской конопли практически не видел.
Ещё забавно совпадение в названии с Чуйской степью и Чуйским трактом в Горном Алтае - там тоже река, но не Чу, а Чуя.


9. IMG_1912.JPG

Самое поразительное в долине - совершенно плоская поверхность, сплошь распаханная и застроенная, и парящие над ней 5-километровые вершины.

10. IMG_1902.JPG

Перепад высоты 4 километра - а кажется, что совсем рядом.

11. IMG_1865.JPG

Я не добрался ни до Ферганской долины - величайшего среднеазиатского оазиса, ни до Ташкента или Самарканда, и Чуйская долина так и осталась для меня воплощением всей Средней Азии.

12. IMG_1492.JPG

Горная часть долины - там, где по крайней мере с южной стороны встают хребты - это 100 с небольшим километром, и значительную часть этого расстояния занимает расползшаяся на десятки километров агломерация столичного Бишкека.
Восточнее Бишкека долина впечатляет больше всего - её ширина не превышает 20 километров, а горы всё выше и выше, и кроме Киргизского хребта на юге на севере уже поднимается уходящий к Алма-Ате Заилийский.

13. IMG_1509.JPG

В районе Бишкека долина резко расширяется - на самом деле, река Чу просто уходит от гор на северо-запад, в Казахстан, и постепенно становится равнинной рекой.
В этом месте от Чу отходит Большой Чуйский канал, забирающий речную воду для орошения лежащих западнее предгорных районов, и воды в реке становится всё меньше и меньше. Тоже очень характерная среднеазиатская вещь, обычная для Южной Азии, но странная для нашей страны - реки полноводнее всего при выходе из гор, в верхнем своём течении, а потом воды в них всё меньше и меньше, и к устью в русле часто уже вообще ничего не остаётся.
Чуйская область, которая наполовину в долине, наполовину на орошаемых водами Чу западных землях - это вместе с городом республиканского подчинения Бишкеком без малого 2 миллиона человек (почти треть населения Киргизии) на 10% её территории.

14. IMG_1950.JPG

Уровень жизни здесь повыше, чем на киргизском Юге,и значительная часть экономики (огромные базары и пара живых крупных заводов) тоже сосредоточены здесь. Это самая крупная и самая плодородная киргизская долина - на юге страны в Киргизию попадают только самые окраины Ферганской долины - и значительная часть киргизского земледелия сосредоточена здесь.

15. IMG_1931.JPG

Сёла одно за другим.

16. IMG_1443.JPG

Кроме Бишкека, ещё три города поменьше (Токмак, Кара-Балта, Шопоков).

17. IMG_1434.JPG

Кара-Балта - чуть ли не единственный промышленный город в области (столица официально в состав региона не входит); тут расположено крупное предприятие по переработке урановой руды, один из немногих промышленных гигантов в республике.
Как и вообще в Киргизии, здесь мало выражена постсоветская дерусификация/декоммунизация - много сёл сохраняют русские названия.

18. IMG_1776.JPG

Русских тут довольно много для среднеазиатской сельской местности - 20%, но в 1989 году было 40%; большая часть сёл была основана русскими переселенцами. Встречаются и более экзотические названия - "Люксембург" и "Рот-Фронт" - видимо, и здесь не обошлось без немецких поселенцев; насколько я понял, сюда немцы переселились ещё в 1920-е годы, до всех сталинских депортаций.
"Вы покидаете пределы Люксембурга":

19. IMG_1423.JPG

В местных сёлах впечатляют почти городские по облику дома культуры - многие с колоннами, с портиками первых послевоенных десятилетий.

20. IMG_1420.JPG

Сельская местность выглядит очень живой, и в целом производит более весёлое впечатление, чем Бишкек - особенно в разгар сенокоса:

21. IMG_1851.JPG

Долина выглядит целиком освоенной, нетронутых ландшафтов совсем не осталось - непривычное зрелище для жителя Средней полосы.

22. IMG_1861.JPG

В целом, север Киргизии сейчас отличается редкой по нашим временам дружбой народов - примерно как в Северном Казахстане, и тут тоже почти везде двуязычные надписи:

23. IMG_1425.JPG

И нередка реклама с подчёркнутым присутствием киргизов и русских:

24. IMG_1430.JPG

Но нельзя сказать, чтобы совсем не было киргизского колорита - вот, например, кладбища, которые сложно отличить от традиционных казахских:

25. IMG_1465.JPG

И привычные по казахстанским степям статуи батыров на конях:

26. IMG_1503.JPG

Как это обычно и бывает в таких местах, в Чуйской долине все основные коммуникации, включая транспортную инфраструктуру, проходят вдоль - от Бишкека до восточного края, где долина переходит в Боомское ущелье, через которое можно попасть к Иссык-Кулю и в юго-восточные районы по долине Нарына. Рядом с Бишкеком через северный, в этом месте совсем уже невысокий борт долины есть Кордайский перевал, по которому проходит старая "ташкентская трасса" (Новосибирск - Алма-Ата - Бишкек - Чимкент - Ташкент) и через который можно попасть в Алма-Ату - собственно, именно таким образом я и проник в Киргизию.
Параллельно реке с запада на восток проходит несколько дорог, главная из которых пересекает бесконечные населённые пункты и нередко имеет четырёхполосную конфигурацию - прямо как федеральная трасса М-7 восточнее Москвы; траффик значительный.

27. IMG_1500.JPG

Основной общественный транспорт - многочисленные маршрутки, снующие вдоль долины:

28. IMG_1424.JPG

Ещё есть северная объездная, идущая непосредственно по берегу Чу - видимо, она предназначена для потока со стороны Иссык-Кульской области и Китая, по неё можно приехать прямо в главный национальный аэропорт "Манас".
Она почти на всём протяжении четырёхполосная.

29. IMG_1862.JPG

В целом, дороги очень даже ничего.
Поперечных автодорожных путей через горные хребты почти нет, а железнодорожных нет вообще; на весь огромный Советский Союз почти не было длинных тоннелей, без которых не обойтись при прокладке железнодорожных путей в горных районах.
Так и осталась Киргизия самой нежелезнодорожной советской республикой - железные дороги заходят в отдельные долины с территорий сопредельных государств.

30. IMG_1475.JPG

Железнодорожная линия в долине от станции Чу на Турксибе остаётся единственным сегментом киргизской железнодорожной сети, где сохраняются пассажирские перевозки.

31. IMG_1472.JPG

И западнее, и восточнее Бишкека есть движение пригородных дизель-поездов; на запад от столицы круглый год идут дальние поезда в сторону России, на восток - сезонный местный поезд в сторону Иссык-Куля.

32. IMG_1515.JPG

В самой долине железная дорога появилась в 1920-е годы, а в конце 1940-х её протянули дальше, через Боомское ущелье к самому Иссык-Кулю; участок в ущелье можно считать очень горным по советским меркам.
Я, впрочем, так и не воспользовался национальным железнодорожным транспортом; времени было в обрез и я даже не посетил бишкекский железнодорожный вокзал - хотя летом на Иссык-Куль как раз ходит поезд.
Выехав по бишкекскому проспекту Шёлкового пути (Жибек Жолу) на маршрутке в один из ближайших сельских пригородов, я занялся автостопом. Машина остановилась подозрительно быстро, а сидящие внутри (молодой киргиз с семьёй) были подозрительно радушны. Тогда я ещё не знал, что автостоп в Киргизии платный - примерно по цене автобуса. И наслаждался окружающими ландшафтами.
Километрах в 30 восточнее Токмака долина с полями, сёлами и перелесками резко заканчивается, и начинаются горы.

33. IMG_1517.JPG

Боомское ущелье.

34. IMG_1526.JPG

Где-то над головой плавно петляет железная дорога, опознаваемая по противолавинным галереям. Автомобильная дорога извивается гораздо причудливее, периодически переходя с берега на берег реки Чу. Сразу заметил ещё одну среднеазиатскую фишку - реклама на склонах ущелий:

35. IMG_1548.JPG

Иногда даже такая вот культурная:

36. IMG_1530.JPG

Это уже настоящие ландшафты Тяньшаня - сухие и холодные, довольно суровые после оставшейся внизу долины.

37. IMG_1538.JPG

Судя по всему, недавняя палящая жара, счастливо закончившаяся как раз к моему приезду, не обошла стороной и эти места на высоте почти полтора километра над уровнем моря.
Дорога вверх очень хорошая, не лучше знаменитой двойной трассы Адлер - Красная Поляна в Сочи.

38. IMG_1532.JPG

Две полосы в каждую сторону - настоящая автострада, только без развязок.

39. IMG_1549.JPG

Сложно сказать, кого стоит за это благодарить - то ли китайцев (по этому маршруту можно попасть на КПП Торугарт, ведущий в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), то ли золотые рудники Кумтора в горах южнее Иссык-Куля.

40. IMG_1823.JPG

Ещё запомнилась придорожная инфраструктура, которую не очень ожидаешь увидеть в этих местах - неплохой и недорогой фастфуд с национальным уклоном.

41. IMG_1826.JPG

Про великое озеро и иссык-кульскую ночёвку - в следующей серии.
Tags: 2015, Киргизия, Средняя Азия, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, август, большое путешествие, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments