свободный от себя (me_frai) wrote,
свободный от себя
me_frai

Categories:

Новая Ладога









Новая Ладога расположена у южного берега Ладожского озера, рядом с устьем реки Волхов.

3.


Город-крепость на пересечении важнейших транспортных путей России того времени был основан Петром I в 1704 году.

4.


Основан не на пустом месте: ещё с XV или даже с XIV века здесь существовал Медведский монастырь. Ещё до основания собственно города, в 1702 году в устье Волхова была построена судостроительная верфь, а Медведский монастырь был дополнительно укреплён: шла северная война, и эти места в ту пору примыкали к северо-западному русско-шведскому приграничью.
Впрочем, и до Новой Ладоги, и даже до Медведского монастыря устье Волхова нельзя было назвать глушью и необитаемым местом. Всего в 14 километрах выше по течению реки ещё с IX века существовал русский город Ладога, после основания Новой Ладоги ставший Старой Ладогой. Вдоль реки Волхов от самого Великого Новгорода и сейчас тянется полоса обжитых и населённых земель, которые выгодно выделяются на фоне окружающих болотно-лесных просторов.

5.


Конечно, я не мог не посетить и Старую Ладогу; расскажу о ней в следующей серии.
Если Ладога/Старая Ладога со временем превратилась из крупнейшего города древнерусского Северо-Запада в село, то Новая Ладога, сыграв определённую роль в освоении этого региона, оказавшись в тени Петербурга, так и не стала значительным городским и административным центром. Впрочем, роль Новой Ладоги оставалась довольно высокой в дожелезнодорожную эпоху, когда по прорытым вдоль южного берега Ладожского озера каналам осуществлялось практически всё грузовое сообщение между столицей и внутренними районами империи, включая Москву. Пожалуй, город достиг максимального расцвета в 1860-е годы. Хотя железная дорога в Петербург уже пришла, национальной сети, которая охватывала бы значительную часть страны, ещё не существовало, и продовольствие в столицу везли по тем же водным путям; в первой половине 1860-х гг. взамен старого был сооружён Новоладожский канал, который увеличил пропускную способность системы.
Наверное, стоит пояснить, зачем нужны каналы, прорытые в низменной болотистой местности, прилегающей с юга к Ладожскому озеру - если до озера всего несколько километров и, в принципе, сообщение могло бы осуществляться и по нему?
Дело в том, что Ладога печально известна своими штормами; это, конечно, не морские волны, но для речных барж озёрных волн вполне достаточно для крушения. По этой причине уже в петровское время началось строительство канала от истока Невы до устья Свири, который позволил многократно снизить, так сказать, уровень аварийности водного транспорта в этом районе.
А после пика развития в середине XIX века Новая Ладога стала постепенно уменьшаться в размере, что продолжалось до самой индустриализации 1930-х годов; в начале 1930-х гг. в городе проживало около 3 тыс. чел.
Индустриализация пришла сюда в ограниченном размере, но город вновь начал расти.
В войну Новая Ладога не была захвачена немцами и была важнейшим пунктом снабжения осаждённого Ленинграда; здесь начиналась Дорога Жизни.

6.


Город также был одним из основных мест базирования Ладожской флотилии, сыгравшей большую роль в войне с Германией в этом регионе.
Новая Ладога пострадала от авианалётов, но не очень значительно; население уменьшилось вдвое, но после окончания войны его численность быстро восстановилась и вновь стала расти.
Это продолжалось до конца 1980-х годов, когда ладожан было уже 11 тысяч человек - впрочем, это всё равно было меньше показателя середины XIX века.
Ну а потом Новую Ладогу вместе со всей страной настигли известные социально-экономико-политические перемены, и сейчас в городе проживает менее 10 тыс. чел.

7.


С 1989 г. Новая Ладога стала меньше почти на четверть, что является одним из максимальных показателей депопуляции в Ленинградской области.

8.



Города которые выросли и сформировались к началу XX века, и не претерпевали в дальнейшем периодов заметного роста, где не строились крупные индустриальные объекты, как правило, в наше время представляют большой интерес для краеведов и путешественников.
Обычно значительную часть такого города занимает исторический центр. Хотя Новая Ладога, как город северный и в большой степени деревянный, по разнообразию и богатству исторической застройки уступает многим более крупным южным городам,

9.


но в центральной части города сохранилось немало исторической архитектуры.

10.


Впрочем, застройка, что называется, "уездная": примечательных сооружений немного.

11.


Похожие друг на друга двухэтажные каменные здания, выше крыш заросшие деревьями улицы - это уютно:

12.



Руин и развалин, как где-нибудь в Тверской или Новгородской области, в Новой Ладоге замечено не было - хотя вот этому почтенного возраста дому не повезло:

13.



14.


Практически вся новоладожская старина сосредоточена на главной городской улице, которая носит гордое название "проспект Маркса".
На проспекте Маркса расположена и главная площадь Кирова с приземистым, основательным зданием гостиного двора:

15.


Фасад гостиного двора, который выходит на проспект, украшает монументальный Киров.

16.


Это обычное явление для Питера, Ленобласти и вообще Северо-Запада: ведь Сергей Мироныч, как раз когда его убили, был руководителем Ленинграда.
А задний фасад гостиного двора выходит к реке Волхов, на набережную Ладожской Флотилии, где и расположен уже показанный выше памятник этой самой флотилии.
В тот июльский день на площади Кирова проводился муниципальный (или региональный?) фестиваль:

17.


Люблю праздники в малых городах - как будто пришёл незваным на сельскую свадьбу.
Ну и помимо фестиваля в центре города было полно жизни - наверное, это был выходной день:

18.



Площадь Кирова расположена севернее гостиного двора, а южнее находится ещё одна площадь, поменьше и без названия.

19.


Эта площадь - главный транспортный узел: в изобильной водными путями Новой Ладоге железной дороги нет и не предвидится, и в город добираются автобусами.

20.


Автобусы в основном курсируют до города Волхов с его узловой железнодорожной станцией, который можно назвать локальным центром километром на 50, а то и на 100 во все четыре стороны. Но несколько раз в день можно уехать и в Санкт-Петербург.

Совсем рядом с безымянной площадью находится местный краеведческий музей

21.


Он мил и провинциален:

22.


Но главный архитектурный памятник Новой Ладоги - это тот самый Николо-Медведский монастырь, который существовал за века до основания города.
Монастырь - или, вернее, то, что от него осталось - расположен в дальнем конце проспекта Маркса, на полуострове Медведец у стрелки Волхова и Староладожского канала.
Храмовый комплекс, состоящий из Рождественского и Никольского соборов.

23.


Впрочем, Никольский собор гораздо меньше и как-то даже потерялся на фоне своего большого и стройного собрата.
Но он гораздо древнее: если Рождественский собор был построен в первой половине XVIII века, уже после основания города, то в основе Никольского - сооружение ещё XV века, когда эти земли относились к Водской пятине Новгородской вечевой республики.
За соборами - атмосферное старое кладбище с видом на реку:

24.


В нескольких сотнях метров западнее - судостроительный завод, градообразующее предприятие города. Он поживает не то чтобы хорошо, но, по крайней мере, до сих пор не закрылся.
Перед соборами, на проспекте Маркса расположено ещё одно приметное здание - бывшая Климентовская церковь 1743 г. постройки.

25.


Из-за отсутствия купола и креста церковная колокольня имеет какой-то почти западноевропейский вид - то ли магистрат, то ли модернистская кирха.

26.



Суворов - самый известный человек, чья деятельность была связана с Новой Ладогой: в 1760-е годы будущий генералиссимус командовал здесь пехотным полком. И в городе целых два памятника Александру Васильевич, где он, как всегда, скромен и немного субтилен:

27.


28.


Первый украшает городской проспект у площади, второй скрывается за деревьями у улицы Суворова, которая продолжает проспект Маркса на юг.
Второй памятник расположен между зданий так называемого "Суворовского городка": именно здесь был расположен Суздальский полк, которым командовал Суворов.

В Новой Ладоге совсем немного микрорайонной многоквартирной застройки; большую часть города занимает историческая застройка и частный сектор.
Но в южной части города можно обнаружить микрорайон "В" - подозреваю, его строительство связано с градообразующим предприятием, Новоладожским судостроительным заводом.

29.


А вода всегда делает город колоритнее; каналы же, можно сказать, придают городу прямо-таки очарование. В России не очень с водой в городе - то есть обычно её много, но плохо обстоят дела с взаимодействием воды и городской среды. Настоящие набережные редки, а город часто повёрнут к рекам, каналам и озёрам не самой своей лучшей стороной - во всяком случае, не лицом. Каналы сами по себе не часто увидишь прямо внутри русского города, а в Новой Ладоге их целых два - Староладожский и Новоладожский. Новоладожский проходит по северной периферии города, я его так и не увидел, а Староладожский есть практически в центре города. Более того, у него есть и северный рукав - то есть центр Новой Ладоги находится на острове, но в настоящее время этот рукав (на самом деле, насколько я понимаю, историческое русло канала) перекрыт Новоладожским судостроительным заводом - градообразующим и практически единственным городским промышленным предприятием.
По Новоладожскому каналу до сих пор осуществляется судоходство, в советское время было даже регулярное пассажирское сообщение с Петербургом, а Староладожский в основном зарос и непроходим даже для лодок. Впрочем, в черте города всё выглядит очень даже прилично:
Официальное название Староладожского канала в черте Новой Ладоги - Пролетарский канал; по крайней мере, дома вдоль канала имеют именно такие адреса.

30.


Такой вот канально-речной город.
Улица Суворова, продолжая проспект Маркса, проходит через Суворовский городок и микрорайон "В", и устремляется дальше вдоль левого берега Волхов, пересекая федеральную автодорогу "Кола" и уходя в сторону Старой Ладоги, Великого Новгорода и Москвы.

31.


На выезде из Новой Ладоги - воинское кладбище:

32.



33.


А нас не в первый раз уже ждал Санкт-Петербург - хотя, как оказалось позднее, это был вовсе не Петербург, а Шлиссельбург.
Но в следующей части, вопреки течению событий, у нас будет Старая Ладога.
Tags: 2013, Ладога, Ленинградская область, Новая Ладога, Северо-Запад, большое путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments